Труба для ума
Ниже не мои мысли. Это то, что вырисовывается в моей голове из тумана новостей, выступлений и обсуждений, если голову отключить. Поэтому прошу ниже публикуемые тезисы не воспринимать как руководство к действию или как рекомендации практикующего “собаковода”. Это профиль ауры, видимый мне, а сам я ни при чем. Я лишь ретранслятор, медиум, рупор… поэтому, простите, без картинок, только слова.
1. Провайдинг всех уровней загибается от того, что никак не может освоить “умные” трубы.
Последние год-полгода с новой силой все заговорили об “умных трубах”. Сильно заговорили, с тоской, со слезой, с цыганщинной. Что такое “умные” трубы? Этот вопрос не праздный. Каждый понимает их ум по своему. Классичиская трактовка “умной” трубы – это не есть предоставление клиенту канала связи от него до куда угодно, а предоставление собственно информационных услуг каждому клиенту по его интересам и запросам. Таким образом “умная” сеть должна быть наполнена контентом, услугами его эффективной доставки и системами справедливой тарификации. Но как только появляются слова “эффективная” и “справедливая”, то каждый, будь он провайдером любого уровня или конечным клиентом любого размера, интерпретирует эти слова по своему. А вот типичный подход высших стратегов и топ менеджеров: умная труба – это то же самое, что есть сейчас, но со своим контентом на своей сети. А т.к. “настоящий” контент дорог, то для обладания им сеть должна быть большой, очень большой, чемпионской! И как минимум в национальном масштабе. Вывод, который излучает аура российского провайдинга: чем сеть больше, тем она умнее.
2. CDN – умная магистральная и межоператорская труба.
Лежащее на поверхности обучение труб – развитие CDN, сетей доставки контента. Для культивирования этой мысли есть несколько спекулятивных факторов. Во-первых, последнее время играют очень заметную роль неразрешенные пока американские страсти с Netflix, Comcast и Level (3). Во-вторых, правообладатели и прочие шоу продюссеры почти доказали пишущей и говорящей с экрана братии и сильным мира сего, что контент это единственное ради чего люди подключаются к Интернету, а все остальное вторично. В-третьих, в настоящее время, как никогда ранее, на всех составляющих сетевой инфраструктуры возникли концептуальные трудности с дальнейшим развитием, т.к. не видно прорывных технологий, которые сегодня или завтра дадут возможность увеличить пропускные способности сетей с существенным уменьшением стоимости единицы полосы, чтобы была основа для завлечения клиентов и база для конкуренции цен. Пока видны только тенденции падения маржи при расширении мощности сетей. И потому CDN видится неким решением: если трубы научить эффективно доставлять контент без повторного многократного и далекого пробега трафика, то можно пока обойтись и без расширений сетей. Другими словами, CDN – последний шанс пересидеть инфраструктурное безвремение, заменив “тупые” инвестиции в бизнес с падающей маржой, на “умные” инновации в CDN сервера и алгоритмы. И чем дальше люди от CDN-овских тонкостей, тем увереннее они рекламируют их. Вывод из эфира: полоса ныне стоит дороже, чем системы анализа, маршрутизации и тарификации трафика.
3. Сети доступа могут поумнеть, если их научить приоритизациии пакетов и развитой тарификации на их передачу.
Сегодня на сетях доступа, в результате долговременного общемирового маркетингового процесса втюхивания все большей и большей полосы за те же самые деньги, реально оказывается полосы то совсем недостаточно для исполнения обещаний. И если магистральные сети для расширения своих труб с операторов просто требуют деньги пропорционально росту полос, то на сетях доступа, где должна работать статистика и мультиплексирование полос, статистика начала портиться, сети заполняются трафиком быстрее, чем хочется, апгрейды требуют и требуют денег, а выручка растет не так уверенно. Мелким и альтернативным операторам это надоедает, а большим и бескомпромисным пути назад нет. Разве что разделить трафики и услуги на части, пересчитать их стоимости и изменить тарификацию так, чтобы никакие “злоупотребления” сетевой полосой не остались не оплаченными. “Ум” такого осмысления будущего стратегами и тактиками развития ШПД провайдинга осталось только переложить на алгоритмы сетевых и билинговых железок. А пользователей приучить к этой “справедливой” тарификации будет не очень сложно – бизнес становится неинтересным для предпринимателей и конкуренция на сетях доступа отходит в прошлое – куда эти хомячки денутся от монополиста, заплатят по-любому. В ЖКХ же платят.
4. Мобильный ШПД – дорогая, узкая и капризная труба, которая с переходом на три и более Ж становится все “глупее” и “глупее”.
Счастье мобильных операторов и их мечту канибализировать ШПД обламал Стив Джобс со своим АйФоном. Это же надо было сделать не только телефон с хорошим интерфейсом, но ЭпплСторе в придачу к нему. Собственно привлекательные дополнительные услуги для пользователей и кайф обладания АйФоном сосредоточились, с одной стороны, внутри самого аппаратика, а с другой стороны, внутри Эппл. А сотовые операторы начали становиться просто трубой. Успех Эппла оказался заразительным для всех производителей гаджет – мобильные операторы однозначно оставлены в роли “тупой” трубы. Деньги у них пока еще есть, а будущее печально и низкомаржинально, если им не дадут повыщать цены, злобствовать на роуминге и стороить тарифные ловушки в расчете на богатых лохов. И потратить эти деньги на LTE и прочие обещалки мобильного ШПД означает загнать себя в тупую трубную модель и задохнуться там от удушья. Да и нет пока никакого 4Ж, и LTE выглядит пока как попытка производителей перекредитоваться в глазах потенциальных покупателей, чтобы оплатить долги за провалившийся ВайМакс. Поэтому эфир мобильных операторов излучает новый вектор развития – проводной ШПД. Повсеместный, всеобъемлющий, включая магистрали и контент. И потому пока проводной чемпионат не объявили закрытым, надо успеть захватить и/или построить сети доступа, магистрали и дата центры. А там заработают вышеизложенные пп. 1-3. Ведь другого не дано, только так мы “are doomed to success” .
Все вышенаписанное излучает эфир, это повторяют и усиливают аналитики, разносят журналисты, и это начинают уже понимать и принимать инвесторы и регуляторы. Однако есть одно но. Маленькое, но весьма заковыристое НО. Эта аура не отражает действительности, она является лишь астральным образом мыслей соискателей будущих инвестиций, оторвавшихся от врожденных особенностей и преимуществ Интернет провайдинга, подменяющих фактические интересы Интернет пользователей выдуманными, не чувствующих причины стремительного роста популярности Интернета и не обращающих внимания на уроки истории развития Интернет рынка. И потому сейчас ключевой вопрос развития заключается в том, поверят ли или нет все участники рынка в вышеприведенные тезисы, построятся ли они строем и пойдут ли они на зов этой дудочки? Ведь интеллектульная синхронизация и коллективный разум хороши и всепобеждающи тогда и толко тогда, когда нет отщепенцев, иноходцев и прочих умников. Убери их и не будет никаких НО.
Тонкий, очень тонкий троллинг.
предлагаю этих любителей граблей назвать ТрубаДура-ми. хотя это все от вендорского троллинга и привычки вновь пришедших к власти телефонистов верить вендорам.
Алексей, мне даже показалось, что все это моя мысль, просто по-другому сформулированная и в неожиданном виде поданная. Хорошо работает только тупая труба, а умная хорошо жрет инвестиции! Жаль, что мое руководство не читает этого и не думает так. Честно, не понятно думают ли они вообще или только исполняют властные ритуалы.
Еще немного об “умной трубе”.
Правильно ли я понял мысль Хорги о “граблях” состоит в том, что проблемы будут рости пропорционально количеству услуг помноженному на количество пользователей и поделенному на умение пользователя пользоваться услугой?
Инфми словами: было – продал трафик оператору и следи только за полками и петлями. Клиент = профи (сам оператор) и глупых вопросов не задает. “По умному” станет – на первой линии саппорта – решение проблем “тупых” пользователей неумеющих настроить или воспользоваться услугой (которых в умной трубе десятки, если не сотни) и по каждой саппорт должен отработать – а это время и человеко часы складывающиеся из квалификации и зарплаты этого же саппорта.
В итоге – бизнес-модель ТрубоДура радикально меняется и это связано с необходимостью дааже не решить а просто среагировать на шквал проблем пользователей…
Yukon, ты пишешь про более глубокое и тонкое – поддержку. Это правильно, но это эффект второй степени малости.
все ходит по спирали, яж говорю – телефонисты у власти,
вендоры их всегда разводили как кроликов на нежелании вникать в проблематику и красивых сказках о суперумных юзерах.
История про IN (Intelectual Network) нихрена не научила, хотя им юзеры даже на простейшую услугу голосовой почты строго сказали – нах.
а поддержка да, хренин третьего порядка. придумать-реализовать-поддержать-развивать
Хорги!
Вот не знаю тебя лично, очень жаль… Ты мне представляешься неким “суперадмином” Рунета.
Но знаешь, про наезд, типа “телефонисты” скажу, боюсь вульгарно: “какого хрена, если умнее, то допустили это?”.
Я однажды не выдержал, настрочил людям, близким к штурвалу компании манускрипт, смысл которого был в двух словах таким: “какого хрена?!!!!”
Знаешь, что ответили? На инглише. Я засомневался с точностью перевода, жена подтвердила, что понял правильно. Смысл был философским: “Если тебе кажется, что вокруг все делается руками пьяных лемуров, это означает, что принимают решения те, у кого есть время, те же кто имеет талант успевают только фиксить(править) недоработки тех, у кого есть время…”
Юкон, возникает вопрос: а кто тебе ответил на инглише и философски, те, кто талантлив, или те у кого “есть время” для размышления над вопросом “какого хрена?”
Алексей Александрович!
Герой Адамса Скотта, это кто? Это коллега, живущий парой этажей выше. :)
телефонисты не наезд, константация факта. ваабще я их очень уважаю, построить такую могучую и надежную инфраструктуру на многие десятки лет, не фсякий сможет. просто времена поменялись, все стало вращаться быстрей, вендоры на долгосрочных отношениях перестали фокусироваться, а уж из знакомых им и подавно. И вообще то у каждого есть своим генетические дефекты, у любителей эзернетов и ип то-же, у телевизионщиков свои, мобильщики вот больше на телефонистов похожи, мутанты. по этим дефектам и следствиям из них все классифицирруется очень лехко, что есть, что будет… так живем.
хренли разводить – нету денех, нех*уй строиться, с-нно не на свои инвестиции можно долько митинга как девелопмент нокии устраивать, но это не по мне, я ленив и пессиместичен. все пожрет проклятый гугель, который и станет матрицей.
Угу, стулья всё уменьшаются – шансы всё увеличиваются :)
вопросы по пунктам:
п. №1: возвращаемся к мегапорталам прошлого, но с более примитивным подходом и ожиданием невероятных результатов?
п.№2: принцип Остапа Бендера – “Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много”? будем работать их? ;) вобщем-то, если так, то все правильно
п.№3: а какой простор для маркетологов по изобретению тарифного винегрета.. ммм.. пальчики оближешь :) потом абоненты с тоской будут вспоминать, как было просто разобраться в голосовых тарифах.. так это просто маркетологи ищут себе интересную и постоянную работу? ;)
п.№4: да вот как-то с проводами, особенно с сетями доступа, у мобильщиков не ладится.. там, где у них есть достойный конкурент, их потуги выглядят жалко и смешно. так может быть уж лучше lte? ;)
On, согласен – в современном “винегрете” провайдинга на удивление много вкусных и полезных ингредиентов, которые почему-то никто ест и продолжает не замечать. Все почему-то ищут черную икру и обязательно ведрами тазиками, чтобы сесть туда своей жопой и сфотографироваться в этой позе для утирания носа своим однокласникам и односельчанам…
А lte, как мне видится, синтетическая черная икра, сделанная из глазок салаки специально для любителей масштабов. О.Бендер на эту бню не повелся бы :)
“специально для любителей масштабов” – несомненно, да.
но почему-то вдруг захотелось перефразировать Черчилля: lte имеет множество недостатков, но человечество не придумало до сих пор ничего лучше него.
неужели это заразно? ;)
Это не столько заразно, сколько смертельно! :)