Лягушки, победившие олимпийские кольца
Почта принесла подарочную фотографию канализационной крышки из Ванкувера.
Ванкувер, как теперь хорошо известно всем спортивным россиянам – канадский город, столица Британской Колумбии, расположенной на западе Канады. Совсем недавно там прошла ХХI Зимняя Олимпиада. И там побывали многие наши спортсмены, болельщики, чиновники и другие туристы. Говорят, что город красивый. В красивом городе должны быть красивые крышки люков [1]. Мне досталась пока только одна крышка из Ванкувера. Пришла она от коллег коммуникаторов из будущего Мегателекома, автор фотографии И.Ким. Но какая эта оказалась удивительная крышка – фантастика. Вряд ли есть еще в Интернете такие подробные описания создания дизайна канализационной крышки и смысла рисунка на ней, как для этой крышки.
Всмотритесь! В центре 4 лягушачьи икринки, из которых по стремительной спирали расходятся взрослые лягушки, а по периметру гнездятся головастики. Изображение как бы симметричное, но лягушки разные по своим позам и фактуре шкурок – ручная работа. Все это символизирует зарождение жизни, ее метаморфозы и повторяемость. По индейским традициям вода символизирует колыбель жизни, а сама жизнь – круг. Тут все круглое и замкнутое по кругу. Откуда взялась это философская глубина на банальной крышке канализации?
4 апреля 2004 года в Ванкувере был объявлен конкурс [2] на разработку дизайна крышек люков для ливневой и бытовой канализации. Конкурс вызвал активный интерес как в прессе, так и среди художников. Было прислано 640 предложений. В числе претендентов был люк с олимпийской символикой.
Из массы предложений независимые члены жюри отобрали 30 работ. Дизайн с олимпийскими колечками не попала в эти 30 потенциальных претендентов.
Победителями были признаны два люка: Четыре Лягушки Сьюзан Пойнт (Susan Point) и ее дочери Келли Кеннел (Kelly Cannell) [3], второй победитель “Крупицы под Микроскопом (Specks Under a Microscope)” работы Jen Weih. Лягушки украсили крышки ливневой, а капли – обычной бытовой канализации.
Странные лягушки с головастиками при ближайшем рассмотрении оказываются не такими уж и странными. Дело в том, что Сьюзан Пойнт родилась в индейской резервации Побережья Селиш (Coast Salish), расположенной на территории Британской Колумбии, где росла и воспитывалась с сохранением индейских традиций [4,5]. Позже, когда она серьезно занялась декоративным искусством, то много времени посвятила истокам индейской культуры Побережья Селиш. “Мне стыдно, но будучи рожденной и выросшей среди индейцев Селиш, я не осознавала собственной художественной формы индейцев Побережья Селиш”, – говорит С.Пойнт [3].
Сьюзан Пойнт изучала изделия индейцев и повторяла их основные элементы и на основе этого выработала свой оригинальный и очаровательный стиль, восходящий к символике и графическому стилю индейской культуры. Работы Сьюзан и ее резьба по дереву к моменту объявления конкурса были хорошо известны и почитаемы [5,6]. Возможно, что самобытность оказала определенную услугу Сьюзан и ее дизайн стал победителем среди других не менее талантливых и симпатичных крышек.
И даже крышка с олимпийской символикой не устояла перед индейским искусством Сьюзан Пойнт. А в Олимпиаде канадцы и без символики на крышках канализации добились успехов.
Вот такое извлеклось знание из единственной фотографии ванкуверской крышки канализационного люка. Просто трижды повезло: Иван Ким обратил внимание на рисунок крышки, сфотографировал ее, а его коллега прислал мне; канадцы с любовью и подробностями описали все в прессе и в Интернете; я случайно решил поискать что-нибудь про лягушек на крышках канализации и нашел.
Интересно, а в нашем предолимпийском Сочи будут проведены конкурсы на разработку дизайна канализационных крышек или закупят втридорога китайские и турецкие, чтобы не париться?
Ссылки
- Про ванкуверские крышки люков
- Про конкурс
- Про Сьюзан Пойнт и смысл лягушек
- Сайт Сьюзан Пойнт (Susan Point)
- О Сьюзан Пойнт и ее произведения
- Еще работы Сьзан Пойнт
- Другие канадские люки из моей коллекции
Афтар, а расскажи откуда у тебя такое хобби???
Саша, откуда оно сказать трудно. Память не сохранила поворотного момента в сознании. А вот подкорковые причины такого интереса вероятно Фрейд может объяснить. Непознанные глубины, прикрытые какими-то рисунками с характерными фактурами и загадочными надписями, а иногда и рюшечками – это же некая урбанистическая эротика. Может это генетический приговор для мужского начала? А некоторые любят коллекционировать фотографии рисунков окон, дверей, арок и просматривающиеся сквозь них внутренности двориков. Посмотри на авторов таких фото серий – сплошь мужики…
как любопытно))))))))
из отобранных крышечек, почему-то несколько из 30 кандитатов похожи своей эмбриональностью – это у них у индейцев так заведено?)).
А еще весь орнамент почти везде расчетверяется.
Лягушки-победители вообще почти один в один с рисунком на крышке в середине самого правого ряда!
вторая сверху правом ряду – какие-то три стерлядки.. )) афтар видимо из Саратова)))