Интернет и Закон
ПРОЕКТ
МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ИНТЕРНЕТЕ»
2007 г.
КОМИССИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТР ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ»
(РОЦИТ)
Глава I. Общие положенияСтатья 1. Сфера применения настоящего Закона
- 1. Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, в целях гармонизации регулирования указанных отношений в государствах – участниках СНГ и обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений.
- 2. Настоящий Закон действует в отношении правовых отношений, связанных с использованием Интернета, в том числе: устанавливает порядок государственной поддержки Интернета, определяет участников процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета
- 3. Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Интернет – глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IР) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP).
Управление Интернетом – разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование.
Доменное имя (в Интернете) – символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имён DNS.
Сайт (в Интернете) – совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определённым сетевым адресам.
Оператор услуг Интернета – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием Интернет-технологий.
Уполномоченный орган (в области Интернета) – орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета.
Статья 3. Субъекты правоотношений
1. Субъектами правовых отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
- (1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование Интернета;
- (2) пользователи Интернета – юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета;
(3) операторы услуг Интернета;
(4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.
Статья 4. Соотношение настоящего Закона и иных правовых актов
- 1. Нормы настоящего Закона могут полностью или частично включаться в действующие национальные законы или служить основой для разработки таких законов в государствах – участниках СНГ.
- 2. Если межгосударственным договором, заключенным государством участником СНГ, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим
Законом, применяются положения межгосударственного договора.
Глава II. Принципы регулирования
Статья 5. Основные принципы регулирования правоотношений, связанных с Интернетом
Регулирование правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: (1) Обеспечения прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации;
(2) Учет особенностей построения и развития Интернета, включая
установленные на международном уровне применимые организационные
правила и технические процедуры и фактически действующие на момент
принятия соответствующего нормативного акта;
- (3) Ограничение сферы правового регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета;
- (4) Нераспространение методов правового регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства;
- (5) Обязательность внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты национального законодательства (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведение их в соответствие с принципами, указанными в настоящей статье.
Статья 6. Нормативные акты по регулированию Интернета
1. Нормативные правовые акты, направленные на регулированиеправоотношений, связанных с использованием Интернета, подлежат обязательному предварительному обсуждению саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета, и должны учитывать мнение указанных организаций, высказанные по результатам такого обсуждения.
- 2. Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, регулирующие технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила.
- 3. Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридической силы.
- 4. Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с требованиями настоящей статьи, являются обязательными для всех лиц, являющихся на территории государства пользователями или операторами услуг Интернета.
Статья 7. Государственная поддержка развития Интернета
- 1. Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета.
- 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие:
- (1) Беспрепятственный доступ к Интернету пользователям;
- (2) Использование информации, содержащейся в Интернете, в целях образования, науки и культуры;
- (3) Недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информации;
(4) Содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием Интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции.
3. Государство в лице органов государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета участвуют в разработке и принятии международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета.
4. Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой
развития Интернета предусматриваются законом о бюджете на соответствующий период и направляются органам исполнительной власти и иным организациям, участвующим в развитии Интернета.
Глава III. Основные направления регулирования
Статья 8. Участники процесса регулирования
- 1. Равноправными участниками регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации.
- 2. Государство в процессе регулирования Интернета осуществляет:
- (1) разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях;
- (2) создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и Интернет-технологий;
- (3) разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов;
- (4) надзор за соблюдением законодательства;
- (5) содействие распространению передового опыта;
- (6) борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета;
- (7) поощрение языкового и культурного разнообразия;
- (8) содействие урегулированию споров.
3. Операторы услуг Интернета в процессе регулирования Интернета осуществляют:
- (1) разработку стратегических предложений, руководящих принципов и инструментария для заинтересованных сторон;
- (2) участие в разработке национального законодательства и национальной и международной политики в сфере использования Интернета;
- (3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета.
4. Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют:
- (1) общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством;
- (2) общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативныхправовых актов;
- (3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета
- (4) организацию функционирования системы национальных доменных имен;
- (5) контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета;
- (6) содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету.
Статья 9. Международное сотрудничество в регулировании Интернета
- 1. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, устоявшихся международных стандартов и процедур.
- 2. Уполномоченный орган, в пределах своих полномочий, представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает исполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.
- 3. Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имён второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имён, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран.
- 4. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области использования Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для граждан и национальных организаций, если иное не установлено национальным законодательством.
Статья 10. Стимулирующее регулирование (государственная поддержка) развития и эксплуатации инфраструктуры Интернета
- 1. Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций.
- 2. При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам.
- 3. Государство обеспечивает равный доступ к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе.
- 4. Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования Интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий, а также разработки и реализации архитектуры «электронного правительства».
Статья 11. Определение места и времени совершения юридически значимых действий
- 1. Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства.
- 2. Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, порождающего юридические последствия.
- 3. Нормы настоящей статьи действуют, если международными договорами не установлено другое.
Статья 12. Коллизионные вопросы
- 1. В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного договора.
- 2. В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, действует норма национального законодательства.
Статья 13. Противодействие использованию Интернета в преступных целях
- 1. Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.
- 2. Правоохранительные органы, в компетенцию которых входит противодействие использованию инфраструктуры Интернета в преступных целях, сотрудничают в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием Интернет.
- 3. Судебные и правоохранительные органы направляют в соответствующие органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации, а также исполняют запросы, сделанные указанными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами.
- 4. Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 14. Порядок взаимодействия между государствами – участниками СНГ по вопросам применения настоящего закона
1. Взаимодействие и разрешение споров государств – участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации, созданный решением Совета глав правительств государств-участников СНГ.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: CNews
+ Статья оттуда же
Мне очень нравится термин “использование Интернета”.
Очень. Особенно в свете того, что глагол использовать в русском языке подразумевает совершенное действие, т.е. одноразовое. И естественно, что отглагольное существительное “испольхование” несет на себе эту одноразовость.
Можно использовать туалетную бумагу. Раз и навсегда. И выкинуть.
Можно использовать человека. Когда человек об этом узнает он сетует: “ты меня просто использовал”.
Можно использовать последний потрон на себя. А вот пистолетом надо пользоваться или воспользоваться.
Почувствуйте разницу. В этом есть красота и совершенство языка.
Не знать этого и не чувствовать этих тонкостей простительно каждому в отдельности. Но когда такой документ в течение длительного срока проходит через многие общественные и официальные организации, напичканные академиками специальных академий и докторами разных наук, берущих на себя ответственность регулировать развитие будущего страны и даже содружества стран, то очень хочется, чтоб у них ничего не получилось. А то “используют Интернет” ради забавы, самопозиционирования или простой наживы и не будет больше чистого Интернета. Будет лишь использованный, мятый, рваный…