Роль личности в пиринге
Пиринг, как мы выяснили ранее – платный или бесплатный обмен связностью между клиентскими конусами двух провайдеров через прямой стык между ними. Пиринг – явление сугубо межоператорское, т.к. для его реализации необходимо так настроить маршрутизацию, чтоб клиенты видели только ту часть сети пир партнера, которая обращена к его клиентам. Это делается настройкой BGP двух операторов. Естественно, что для этого, операторы должны иметь свои автономные системы (AS) со своими блоками адресов. Начинающий оператор, работающий на делегированном блоке адресов от своего апстрим провайдера, вступить в пиринговые отношения не сможет до тех пор, пока не обзаведется своей AS.
Наличие у двух операторов автономных систем также не достаточно для пиринга. Надо еще изыскать возможность организовать физический стык между двумя бордерными маршрутизаторами. Здесь есть две разновидности осуществления межоператорских стыков.
- Стык через точку общего обмена (Internet eXchange, IX, Интернет эксчендж), например, MSK-IX, где присутствуют многие операторы, присоединенные к маршрутизатору арбитру. Эти операторы могут простыми настройками своих маршрутизаторов увидеть друг друга.. Все операторы присутствуют на тех или иных эксченджах, кроме тех, кто слишком удален от точек обмена и не может себе позволить содержать туда выделенный канал. Цена такого технического решения равна стоимости присутствия на IX. Оперативность изменения настроек взаимодействия максимальная. Этот тип пиринга называется Публичным (Public Peering) и осуществляется, как правило, без заключения контрактов. Это т.н. Sattlemente-Free Interconnection.
- Когда обменный трафик становится значительным и устойчивым, то появляется смысл осуществить непосредственный стык маршрутизаторов двух операторов по прямому каналу, минуя роутер эксченджа. Стык может осуществляться на тех же IX прямой кроссировкой маршрутизаторов или непосредственным линком между соседними операторами. При таком взаимодействии возрастают возможности управления трафиком, т.к. исключается третья сторона со своими правилами и условиями. Однако исчезает возможность использовать один и тот же порт маршрутизатора на множественное взаимодействие с несколькими операторами в зависимости от ситуации и настроения. Такой пиринг называется Частным (Private Peering).
Самое важное в пиринге все-таки не наличие AS или техническая возможность стыка с соседом, а достжение договоренности друг с другом об условиях обмена. Потенциальный пир партнер может вообще не захотеть вступать в пиринговые отношения или выставить кабальные экономические условия. Пиринг – взаимное признание двух провайдеров равными.
Существует три разновидности операторов по своему отношению к пирингу.
- Операторы с открытой пиринговой политикой (Open peering policy). Открытая пиринговая политика, как правило, осуществляется через публичный пиринг на IX’ах. Любой оператор, формально удовлетворяющий пиринговой политике, может стать пир партнером. В условиях открытых пиринговых политик, как правило, оговариваются требования к наличию у потенциального пир партнера других соизмеримых по полосе пиринговых стыков, либо необходимость распределенного пиринга на нескольких IX, либо просто минимальная полоса обменного трафика. Примером самых открытых пиринговых политик являются сами эксченджи. Приходи любой и плати копеечки за кроссировки, юниты и т.п. Есть операторы, которые провозглашают Открытую пиринговую политику только для тех операторов, которые придерживаются также открытой пиринговой политики. Открытую пиринговую политику любят операторы, которые имеют защищенную каким-нибудь образом собственную клиентскую базу, например, научные сети и дата центры. Открытую пиринговую политику очень хотят видеть маленькие «операторчики», но не со своей стороны, а со стороны больших и очень больших операторов, чтоб получать связности даром :)
- Операторы с выборочной пиринговой политикой (Selective Peering Policy) объявляют достаточно жесткие условия для претендентов, оставляя за собой возможность, отказать в пиринге даже в случае формального выполнения пиринговых условий. К такому типу операторов относится основная операторская масса. Чтоб вступить с ними в пиринговые отношения, необходимо договориться. При выборочной пиринговой политике возможны как публичные пиринги, так и частные; как бездоговорные, так и с необходимостью заключения контракта и взаимными неравными платежами. Все российские операторы транзита относятся к операторам с селективной пиринговой политикой.
- Операторы с рестриктивной (ограничительной) пиринговой политикой (Restrictive Peering Policy) не публикуют условия пиринга и не идут на переговоры о пиринге. Как правило, это большие операторы, которые полагают, что они Tier 1 (или почти Tier1) мирового, регионального, областного или районного значения. Причем, процент настоящих Tier 1 провайдеров, исповедующих жесткую рестриктивную пиринговую политику, оказывается меньше, чем процент российских «лидеров» местных локальных рынков, отказывающих соседям в пиринге.
Почему операторы имеют такое разнообразие во взаимодействии? Да потому, что пиринг, не есть просто обмен связностью между клиентскими конусами двух операторов, это взаимодействие всей совокупности бизнес моделей нескольких операторов со всеми историческими аспектами и всеми их амбициями на будущее. Сложность учета множества параметров при пиринге порождает очень специфическую особенность Интернет провайдинга как бизнеса. Для пиринговых отношений характерны два важных момента:
- Пиринг не приносит заметных прямых доходов. Более того, в пиринге глаза финансиста, воспитанного в налоговой инспекции, видит бартер (т.е. уход от налогов с оборота) или вообще разбазаривание ресурсов сети.
- Публичный пиринг или частный пиринг с непосредственным соседом не требует существенных материальных затрат.
Поэтому во многих провайдерских бизнесах, которые получают основной доход от IP транзита, очень часто оказывается, что между вопросами конкретной пиринговой политики и вопросами вообще бизнес политики лежит непреодолимая пропасть. Пиринг-менеджер является рядовым менеджером среди коммерсантов (или невысоким сотрудником технического департамента) весьма далеким от властных компетенций. Топ менеджеры занимаются отношением с акционерами, создают благоприятную среду при взаимодействии с государственными и местными властными органами, формируют устойчивые структуры управления, оптимизируют кадровые вопросы, вырабатывают бизнес стратегии, изыскивают кредиты и средства на их содержание и т.п. и т.д., но не вдаются в глубины копеечных пиринговых межоператорских отношений. Это состояние, как правило, характерно для больших операторов со славной историей их становления. Назовем таких операторов для простоты «операторами класса D». Операторы класса D склонны к рестриктивной пиринговой политике. Рестриктивная политика для рядовых пиринг менеджеров минимизирует риски конфликтов с руководством в процессе объяснения необходимости поднятия дешевого (бесплатного) стыка с конкурентом. Отказ от пиринга для руководства операторов класса D минимизирует риски быть подведенными некомпетентными, корыстными или даже злонамеренными пиринг менеджерами. И это нормально, т.к. для большого бизнеса гораздо важнее минимизировать свои риски, чем искать звезды на небесах.
Принципиально иная ситуация складывается в провайдерских бизнесах, руководство которых понимает глубинные процессы межоператорских отношений Интернет провайдинга и способно осознанно принимать компетентные решения по целесообразности тех или иных действий. Назовем таких операторов «оператороами класса B». По мере роста бизнеса у операторов класса B и неизбежного усложнения структуры его управления, такие операторы начинают приближаться к операторам класса C.
Обратите внимание: изменение структуры управления провайдерским бизнесом по рецептам современных веяний и методик – одна из важнейших причин депиринга. Можно найти много примеров остановки гибкости провайдеров в пиринге с последующим окукливанием и прекращением его роста на растущем рынке.
Мостом через пропасть между властными компетенциями и компетентностью в пиринге являются активные сильные личности, коих в российском (да и мировом провайдинге) не так много и однозначно меньше, чем провайдеров. Они не боятся собирать под собой грамотных талантливых специалистов, они в состоянии обобщать и упрощать специфические технические и коммерческие знания специалистов и проводить необходимые решения через высшее руководство (и/или акционеров). Именно эти люди постоянно находятся в общении с другими провайдерами, объясняют, уговаривают, противодействуют…. Должности и формальная сфера ответственности у этих людей могут быть самые разные, а роль исключительно важная – они проводят политику и определяют лицо своего бизнеса на межоператорском рынке. Отсутствие лица бизнеса на межоператорском рынке, наличие ужасной пиринговой гримасы или загадочной пиринговой маски связано с этой личностью или ее отсутствием. Среди больших и важных российских провайдеров транзита есть только один(!) успешный оператор, у которого пиринговое лицо определяет Генеральный директор.
Я целенаправленно не привожу здесь никаких имен и конкретных примеров, которые весьма украсили бы изложение, чтоб не раскрашивать в разные цвета реальной жизни упрощенную черно-белую квалификацию грубых причинно-следственных связей межоператорских отношений. Пытливый читатель может сделать это самостоятельно и вряд ли ошибется. Среди западных бизнесов примером совпадения межоператорского лица бизнеса с первым лицом бизнеса (опять каламбур, однако) является текущий герой депиринга Cogent и его CEO – Давид Шиффер. Еще один нейтральный пример роли личности в пиринге – яркая и поучительная пиринговая эпопея Рунета, закончивающаяся в настоящее время – разработка идеологии и реализация ОПГ (Особая Пиринговая Группа). ОПГ в момент своего рождения личностями не была обделена. И умерает ОПГ потому, что со временем основные личности покинули этот картель или переосмыслили его правила. Члены ОПГ, верные догмам прошлого, обречены стать «плодородной почвой» для роста напирающей «молодежи».
Советы по установлению пиринга.
- Ищите личность, представляющую межоператорское «лицо» провайдера. С некоторыми (но, к сожалению не со всеми) «лицами» можно вступить в контакт на http://forum.nag.ru/
Совет по разрыву существующих пиринговых отношений, сковывающих дальнейшее развитие.
- Просто напишите письмо на имя первого лица бизнеса и отключайте.
Работы по основам и тонкостям пиринга:
- Geoff Huston, Interconnection, Peering, and Settlements Part I, 1999, http://www.isoc.org/inet99/proceedings/1e/1e_1.htm
- P. Ferreira, Interconnection Strategies for Internet Service Providers: Implications of Decreasing Bandwidth Price on Allocating Internet Traffic between Transit and Peering Agreements, 2001
- W. B. Norton, The Evolution of the U.S. Internet Peering Ecosystem, 2004, http://www.nanog.org/mtg-0405/pdf/norton.pdf, перевод можно найти на Nag’e http://www.nag.ru/2007/1125/1125.shtml
- A.Кипчатов, Физика Пиринга и Химия Депиринга, 2008