Google & Great Firewall of China
Вчера 22.03.10 Гугл покинул Китай. Самый большой поисковик мира и самый большой Интернет рынок мира расстались.
Чуть-чуть предыстории. Китайский Интернет является закрытым Большой Китайской Стеной (Great Firewall of China): китайцы видят лишь то, что им разрешено. Китайское законодательство строго по вопросам доступа граждан материкового Китая к нежелательному контенту, которым считаются как вульгарные и порнографические ресурсы, так и нежелательные идеологические и политические материалы. Гугл попал внутрь Китайского Файервола в январе 2006 года на условиях фильтрации контента в соответствии с китайскими требованиями. Гугл обещал осуществлять самоцензуру.
К 2010 году китайское подразделение Гугл выросло до 700 человек (всего в Гугл работает 20тысяч) и достигло оборота в несколько сот миллионов долларов в год (всего доходы Гугл – 24Млрд. долларов в год). Существование Гугл в Китае не было безоблачным из-за ряда конфликтов с властями Китая по поводу недостаточной фильтрации, а также из-за учащающихся хакерских атак из Китая на сервера Гугл. Жесткая позиция китайских властей по информационному контролю за своими гражданами не претерпела каких-либо изменений за время существования Гугл внутри китайского файервола. В январе этого года произошла мощная хакерская атака из Китая на учетные записи китайских пользователей. Некоторые авторы и сайты пишут, что такие атаки не могут делаться без организующего начала китайских спецслужб, пресекающих неконтролируемый обмен информацией инакомыслящих. Но представители Гугл так не заявляли. Они заявили о том, что информационный обмен для пользователей всего мира должен быть равным и потому фильтрацию с поиска они намерены снять. В противном случае, если договоренность с правительством не будет достигнута, то Гугл как поисковик покинет Китай с 10 апреля. За Гугл заступились весомые американские политики, оговорившись, что это вопрос “бизнес отношений”, а не политического противодействия “США-Китай”. Китайцы же ответили, что не имеют никаких возражений допустить любой бизнес на территорию материкового Китая, если он не нарушает китайского законодательства, которое не является предметом обсуждения…
Все предельно ясно и просто. Но!
Китай стоит на своих позициях как государство со своей системой взглядов, ценностей и принципов управления. Гугл большой, но просто бизнес. Бизнес, которому положено прежде всего смотреть на прибыль. Китайский рынок огромный и быстро растущий. Почему идеологические и политические аспекты видятся в этом деле ключевыми? Гугл на службе США в борьбе за демократию? Конечно, да. Однако же американская демократия тождественно равна американскому влиянию на экономику. Уход из поискового бизнеса с самой высоконаселенной территории означает и значительные потери в Интернет рекламе. Как то это не вяжется.
В то же самое время Гугл повсеместно ищет себя – куда и как расти дальше – и постоянно заступает черту интересов других бизнесов. Гугл последнее время замешан во многих конфликтах. С одной стороны, Гугл самый большой и яркий борец за прозрачность сетей и их нейтральность, а с другой стороны, очень даже прижимистый по поводу последующего использования гугловских результатов поиска: берите все бесплатно, – говорит Гугл и дает доступ к своим базам и софту, и намертво пристегивает этой бесплатностью к себе многие сервисы, а потом все это наполняется рекламой, агрегированной Гуглом. И Гугл платит вам за показы этой рекламы, как бы дает вам заработать. И таким образом огромная армия энтузиастов и заблудших оптимизирует и оптимизирует свои сайты под показы рекламы от Гугл, делая его более и более весомым, и основная масса рекламных денег в Интернете проходит через Гугл.
Гугл большой и добрый, богатый и умный, успешный и дальновидный… как секта, вовлекающая в свою веру слабых и сомневающихся, дающая им кров и еду и благодарно принимающая от них их вещи и собственность, чтобы их обобществить для еще более бедных. Но при этом бизнес интерес Гугла никуда не девается, а лишь усиливается. Усиливаются и конфликты на границе поисково-рекламного бизнеса и других информационных и телекоммуникационных бизнесов. Гугл разработал и запустил books.google.com и вступил в ряд конфликтов с обладателями смежных прав. Гугл придумал новый сервис для мобильных пользователей Google Mobile, выдающий в качестве результатов поиска на мобильные устройства адаптированный для маленьких экранчиков контент. По сути дела Гугл берет чужой контент и сам его выдает пользователям. Да, он не прячет авторство и ссылки; да, он не пытается хоть сколько-нибудь не пустить клиента к первоисточнику контента, но он тихой сапой на себя забирает те самые пользовательские предпочтения и клики, на которых построена вся индустрия Интернет рекламы. Агрегируя все больше и больше информации и сервисов, делая их более удобными и эффективными для пользователей, Гугл и построил свою империю. Теперь он потихоньку перехватывает инициативу в показах на себя, ограничивая размер пайки, которую могут заработать сектанты информационной религии по имени CEO.
И вот с такой чудесной бизнес позицией и неоспоримым пониманием тонкостей оптимизации сервисов под психологию пользователей и мечтающих заработать вместе с Гугл, Гугл мог бы не спорить с Китаем, остаться законопослушным поисковиком и агрегатором информации для миллиардов китайцев, стоило лишь фильтровать нежелательные для правительства выдачи информации. А он вступил в конфликт и, как кажется, вышел не победителем. Вместо внутри файервольного google.cn теперь откликается google.com.hk. Да он ищет китайскую и мировую информацию по запросам на китайском языке. Но китайцы то, которые внутри файервола его не видят. Гугл потерял огромный и быстрорастущий рынок.
В чем прикол? Честь превыше бизнеса? Деньги ничто – принципы все? Нет, из верхушки этого айсберга не видна глыба подводных явлений в Гугл. Такое ощущение, что это начало чего-то нового, а не просто конец Гугла в Китае. Что-то еще должно высунуться наружу…
…В то же самое время последнее время…
А если присмотреться, то просто ужас:
предыстрии – от стырили?
политеческие – от отеческих?
соответсвии – …
миллинов – валюта поди, как “копейки” в Тунисе (1 тунисский динар = 1000 милим)?
провительством – … про кровь наверно?
метерикового – от метра?
ситсемой – … хоть не сёмгой
быстрорастущ – ох как быстро
то Гугл то гугл
сомневающий – кто это?
кстройства
инциативу
побидителем – Ура, поБИДА!
Вместов – тудов, ага, тудов!
/2 – за арфаграфия
P.S. http://www.gramota.ru
NB, спасибо за проверку. Исправил, что нашел. ПредЫсторию оставил. Так надо.
Вот почему-то замерещились серые уши, плащи и кинжалы… и странная аббревиатура: “НДВ”….
Я как-то не так давно размышлял о Гугле, его целях и перспективах развития:
http://gul-kiev.livejournal.com/28192.html
Надо предыстОрия, а написано предыстрия :)
Ну и “чуть-чуть” (раз уж пошла тема про орфографию). :)
Умер максим, да и юсеры б с ним.
Положили его в гроб, да и…
Не удивлен. И не жалко. Хотя сам пользуюсь именно этим поиском. ПОКА ;)
Гугл с описанным Алексеем подходом, если вглядеться внимательнее, – не более чем разновидность цензуры. Цензуры имени Американской Демократии.
Одна цензура мочканула другую. Точнее слабая покончила жизнь самоубийством. На весьма нехилом клочке суши.
Бывает…
Павел, прочитал по ссылке. Спасибо, интересно, особенно с учетом обсуждения. Со многим согласен, но с главным тезисом о методичном стремлении Гугл к мировому господству почему-то не согласен. Вернее не согласен с тем, что эту мечту можно превратить в реалии.
Гугл последнее время стреляет по площадям. Он ищет, где еще может заработать большие деньги и чтобы это было долгоиграющее направление развития. И пока не находит. Он уже повторяет других. Он голоден и слишком всеяден. У него есть от чего отталкиваться, но он прыгает во все стороны сразу. Это эффектно, но не эффективно. Это некая интеллектуальная слабость с целеполаганием. Или отсутствие достаточного мастерства и терпения, чтобы вытянуть новые направления на соизмеримые высоты со старыми успехами. Потому не вижу я его выверенные и далеко идущие планы. Может я просто слеп?
Вот и уход с китайского рынка. И учащающиеся скандалы и суды по всему периметру. И все чаще появляющиеся публикации про отсутствие возвышенности у Гугла, напрмиер про то, что Гугл не чурался ради раскрутки закрывать глаза на чернуху и порнуху на Ютьюбе. Все это формирует настроение, что Гугл использовал свои первоначальные суперуспехи и доедает их девиденты. А новые направления не дают достаточной подъемной силы для взлета. Он так и не стал социальной сетью, хоть хотел. Чувствуется достижение потолка.
Ну, а знания всего про всех, которыми Гугл вроде бы обладает, также полезны, как и налоговая база данных по всем жителям. Для уничтожения нескольких конкретных особей – сильнейшее оружие. А для созидания – чемодан без ручки.
И как поисковиком я больше всего пользуюсь именно Гуглом для поиска каких-то конкретных вещей или чего-то нового. А для повторяющихся запросов по стандартному набору своих интересов я все чаще и чаще смотрю другие поисковики. Потому, что жизнь меняется, а у Гугла одни и те же ответы, как будто время в нем остановилось.
А по большому счету – поисковиков и рекламных агрегаторов на нас всегда хватит. Это место пустым не будет.
Мнение CEO American Fiber Systems Дейва Русина:
Истерия Гугл (часть 1)
Истерия Гугл (часть 2)
Мало где можно прочитать про неудачи Гугля. На самом деле гугль постоянно запускает десятки проектов и большая часть из них проваливается, а те что выстреливают делают очень много шума в силу веса гугля.
Но на самом деле пусть Гугль хоть на секунду затормозит свое развитие его моментально затопчут.
Читал недавно статью про сербского стартапера который делает принципиально новый поиск- пир-ту-пир, вся логика не как у гугля на огромном мощном ядре, а прямо в виде аплета на пользовательским компьютере. Статистика этого поиска могла бы быть 100% интерактивна, рост мощности PC и скорости каналов легко превращают такую систему в мощный кластер. Парни естественно собираются поиметь гугль, но пока их планы идут медленно, потому что народ гуглем вполне доволен.
Еще я думаю что менеджмент Гугля не дураки, пока мы тут обсуждем теорию заговора, они давно прочитали Друкера, который пишет что задача любого бизнеса – предсказывать, управлять и минимизировать негативное воздействие бизнеса на общество. Та же репутация гугля нарабатывается годами, а скомпроментировна может быть в считанные мгновения.
Я поверю скорее в то, что гугль первый сможет наладить фильтр десткого порно, нежели что он использует его для сомнительной раскрутки. Так что мнение gul и его страхов не разделяю и не испытываю. Но если он в чем то окажется прав, то я первый побегу оказывать сопротивление этому.
Sonne, вы про вот этот распределённый поисковый движок
http://www.majestic12.co.uk/
?