Телеком-отечество в опасности?
Мысль о том, что расширение пропускной способности сетей больше не сулит пропорциональный рост доходов операторам связи по услугам ПД, захватила сознание руководства отрасли связи окончательно*. Мобильных операторов привели к этому физические законы, проводных – рыночные.
Вообще эта мысль имеет такой же возраст, как и сам коммерческий интернет. Но только теперь она встала у нас в полный рост и накрыла своей тенью всех вчерашних провайдеров-романтиков, вездесущих маркетологов-бодрячков и универсальных управленцев-смотрящих. Цитировать всех утомительно. Потму выхвачу, что под руку подвернулось.
1. С.Приданцев, перед тем как покинуть Комстар, вливающийся в МТС:
Сегодня, когда объем трафика в сетях передачи данных растет темпами, значительно опережающими рост доходов, основной вопрос для операторов – и проводных, и мобильных, и универсальных – не в том, какая технология ШПД победит, а в том, откуда брать средства на увеличение пропускной способности сети в условиях, когда прибыль получают не они, а новые игроки – Google, Facebook, Apple и т.п. Нужно поменять бизнес-модель: научиться монетизировать интерес своих абонентов к популярным интернет-сервисам, вступать с интернет-компаниями в партнерские отношения на основе разделения дохода. Иначе универсальные операторы, продолжающие работать по старинке, рискуют сначала превратиться в «трубу», а потом в нее вылететь, потому что когда разрыв между ростом объемов трафика и доходов станет угрожающим, их скупят те же интернет-игроки.
2. А.Провоторов, на последнем РИФе:
Рост доходов оператора серьезно отстает от роста объема трафика, и оператору требуется постоянно наращивать расходы на расширение пропускной способности сети. “Операторы не должны расширять свою инфраструктуру бесконечно. Сейчас это становится экономически нецелесообразно”, – заявил Провоторов.
Естественный вывод из этого тезиса, что коль Интернет так важен для инновационного будущего нашего бизнеса и социальной жизни всей России, то кто-то должен доплатить за развитие сетей. Выбор вариантов скромен: доплачивать должны либо пользователи, либо контент. При этом заставить платить тех или других в условиях какой-никакой, но все-таки конкуренции не представляется возможным, трафик течет в самые дешевые дырочки, даже если там гибнет
Мнение А.Воложа (цитата оттуда же, с РИФа), что операторы должны сами зарабатывать себе на развитие, не обирая контент провайдеров, тонет в своей неоригинальности, ведь оно пораждает обоснование увеличения цен на существующие услуги:
“Взимайте плату с пользователя, никто, кроме вас, этим не занимается”, – сказал своим оппонентам Волож. Он напомнил операторам об бурном росте их бизнеса в прошлом десятилетии, заявив, что сейчас настала очередь интернет-компаний.
Понятно, что это трезвое мнение. Но оно грубо по отношению к народу, асоциально. Деньги надо собирать как-то по-другому, по-новому. Да и вообще, контент провайдеры – сила организованная и очень грамотная, просто так их на деньги не раскрутишь, на слабо не возьмешь, фильтрацией не запугаешь. Будь ты хоть трижды национальный чемпион или влиятельнейший лоббист от тройки. Да и общественное мнение контент игроки могут разогревать так, как никто ионой. Вот из последних сетований Алишера Усманова, известного инвестора в наше цифровое будущее:
… денежные вложения в онлайн-активы уже не столь привлекательны, как ранее.
“Инвестиции в интернет-компании стали приносить меньшую прибыль, чем два-три года назад, когда мы вкладывали в проекты практически на стадии запуска”, – заявил он в ходе телефонного разговора. Bloomberg также отмечает, что покупка 5 процентов акций китайского онлайнового магазина 360buy.com за 500 миллионов долларов может быть последним крупным вложением в онлайновый актив в течение ближайшего времени.
Слышите знакомые нотки? Чувствуете, что контенту уже надо помогать всем миром?
Мы не успели догнать передовой мир в своем цифровом отставании, как попали в тупик насыщения рынка. Тупик по сетевым инфраструктурам. тупик по контенту. Может даже и не насыщение увидели, а просто почувствовали границы его расширения. Печаль и тоска в словах и глазах лидеров и вождей отрасли: а жить то как, денег лишь полмешка осталось… И, кажется, наступает пора “попросить” народ начать оплачивать прямо сейчас светлое будущее отечественного телекома и будущую безоблачную инфо-коммуникационную жизнь наших детей. Конечно тупой рост цен на существующие услуги неуместен, он испортит лицо нашему “государственному” телекому. Поэтому надо, например, в целях борьбы с пиратством и поддержки авторов платить отдельно за контент контент-провайдерам, а за доставку платить отдельно операторам сетей. В свою очередь контент провайдеры будут доплачивать операторам за “право прохода” их контента по сетям операторов, что и даст возможность насытить всех деньгами на развитие и инновации. Ну и, между делом, поддержит дух начавших было скучать от этого бизнеса алигархов-инвесторов.
Вопрос за малым – создать механизм сбора денег с населения и назначить ответственного по их справедливому распределению. Само население даже если и захочет заплатить за контент, как пить дать заплатит не тому. Опять, как никогда, нужен кристалльно чистый чиновник или бизнесмен с не менее кристально-чистым каратателльным органом по отключению от цифрового контента неплательщиков. Кристалльная чистота нужна, чтобы народ поверил в то, что это все на благо, а не бабла для.
__________________________________
* – [этой фразе соответсвует очень лукавый смайлик, но не всем стоит его замечать]
Очень интересно!
Алексей, занимаешься сайтом по книге История электросвязи России?
Замер пока с книжкиным сайтом. Отвлекся на работу.
Как видно с экономикой целесообразности «инфраструктурная база развития российского интернет» уже определилась :)) Смотреть слайд #9 в презентации по ссылке: http://rocid.ru/files/events/rif11/presentations/20apr.s11–a.provotorov.pdf
Куда дели предыдущий пост «Сети на доверии»? Навскидку, по памяти, хотя тема в нем и пересекается с текущим постом, лично мне его изложение более понравилось. Там был ряд интересно изложенных положений. Жалко, что успел только прочитать, но не успел сохранить :(
1. Ссылка битая. Если файл есть, то буду благодарен за копию.
2. То был черновик неоконченного, который вылез на публику нечаянно.
Странно, вроде бы ссылка правильная :) Специально проверил. Отсюда не работает, а с сайта РИФа идет: http://2011.rif.ru/p/details.php?ID=666
Исправил ссылку. Заодно “изучил материал”, на который очень уместно сослался diper. Быстро понял суть, т.к. был морально готов :)
Переипсываю весь доклад своими словами, выкинув красивые графики “Лени Голубкова” с экскаваторами на конце каждой экспоненты:
0. Государеву Чемпиону очень нужны деньги, чтобы разрабатывать, осваивать и внедрять. (Это тезис я сам придумал, прямого доказательства в слайдах нет, но без этого тезиса все остальное теряет смысл, поэтому я его приписываю как необходимый.)
1. Поэтому клиент должен платить больше! (доказательство: см. слайд 4, последний пункт с зеленой точкой)
2. Следовательно надо тарифицировать каждый чих (доказательство: см. слайд 9 = диференцация, фильтрация, оптимизация, повременная тарификация и даже, внимание!!! улучшение роуминговых тарифов …).
3. Для этого нужно создать новую технологическую и билинговую среду диференцации, фильтрации, тарификации, оптимизации и т.п., отличную от Интернета. Называем ее Ростелеком 2.0 и постулируем, что она в отличие от Интернета будет качественной и полезной (см. слайд. 10 – голубой Интернет внизу блекнет перед яркой Сервисной Платформой РТК, что выше).
Ростелеком “стал” национальной инфраструктурой Интернета (судя по названию презентации) и при этом Интернета не стало. Он побледнел и отодвинулся вниз, как не имеющий гарантий. Все. ЧТД. QED.
ЗЫ: Чемпион пошел вбок, напуганный проблемами умощнения инфраструктуры и, прикрываясь заботой о [место для творчества]. Теперь деньги развития пойдут в CDN, DPI, биллинг… (благо 4 Млрд затрат на последние биллинговые экзерсисы РТ с Амдоксом совсем недавно списали, можно начинать по-новой).
ЗЫЫ: Зато открывается рынок всем остальным операторам, которые будут предоставлять услуги доступа в старый добрый Интернет, будь они операторами доступа или магистралами, не важно.
Вы знаете, то о чем вы говорите, я не ассоциирую с тем Ростелекомом, который я знаю. Вы говорите о другой компании. Совершенно другой, почти антогонистичной предыдущей. Я не могу перекрасить мир из черного в белое и наоборот.
О мертвых либо хорошо, либо ничего. Я промолчу… Главное, что хотел сказать, прошу не воспринимать компанию такой, какой она была месяц назад… Это МРК, со всеми вытекающими. :(
Юра! Отстань от МРК, наконец!
Или поднимай эту тему хоть до посинения на Наге, а здесь выбирай выражения ;)
То, что мы видим сейчас – как раз очень логическое продолжение той компании-дропнета, что была и месяц назад и год назад…
Юра, коль ассоциации в ходу, то всплыло почему-то:
...
У тебя к нему есть несколько слов,
У тебя к нему даже, наверно, любовь,
Ты ждёшь момента, чтоб отдать ему всё.
Холодный мрамор, твои цветы,
Всё опускается вниз, и в горле комок,
Эти морщины так портят твоё лицо.
Поплачь о нём пока он живой,
Люби его таким, какой он есть.
Поплачь о нём пока он живой,
Люби его таким, какой он есть.
...
Третья строчка этого куплета сильна в контексте твоего поста, не правда ли?
Вам снаружи виднее… :-\
Юра, а причем здесь выяснение отношений, кто более «белее», МРК или Ростелеком? Ведь смена парадигм провайдерства с интеллектуальной сети на «тупую» началась задолго до реорганизации «Национального чемпиона». Пережитки старого сильны не только в больших компаниях, масса операторов поменьше, из разряда средних и небольших, где, кстати, зарплаты повыше будут, чем у специалистов РТ, также находится в заблуждении. Не говоря уже о том, что творят там, за «бугром»…
Чего только стоит концепция triple play и IPTV, так сейчас усердно развиваемая многими. Вчера, когда она появилась, ее идея была увеличить доходы телефонных компаний, то есть забрать их, доходы, у кабельных операторов. Сегодня идея трансформировалась, – основная задача создать большую ценность услуг оператора, в сумме, для пользователя, чтобы удержать его. Мало у кого есть время остановиться и подумать, а что с ней, с концепцией, будет завтра? Когда мир глобальности, даруемый интернет, и широкой полосы, даруя массу новых возможностей для тяжелого трафика, придет (Netflix/Now/???) ко всем клиентам оператора с его жалким эрзацем, IPTV.
Так что ты глубоко ошибаешься, приписывая заблуждения практически ВСЕЙ отрасли МРК, которые транслируют их на Ростелеком. Если уж кого и обвинять в грехах, так это ИБМ и Билла Гейтса, выпустивших в свет персональный компьютер и персональную ОС соответственно :)))
почему-то вспомнилась притча, рассказанная, по версии Ю.Семенова, Алленом Деллесом Джону Фостеру (прошу прощения за длинную цитату):
– Итак, осел оказался на необитаемом острове, где нет ни пресной воды, ни тени, ни еды. Проходит день, второй, ситуация совершенно безнадежная, осел обошел весь остров, бил копытом песок в поисках воды или кореньев – ничего, пусто. И ни паруса на водной глади, ни геликоптера в небе.
Что надо было предпринять ослу, чтобы спастись?
Джон пожал плечами:
– Может, рядом был какой-нибудь островок с водой и травами?
– Был. В ста метрах. Но ведь осел не умел плавать. Как быть?
– Не знаю, – ответил Джон Фостер. – Право, не знаю.
– Вот видишь, – Аллен вздохнул. – И осел не знал.
;)
ЫЫ: Зато открывается рынок всем остальным операторам, которые будут предоставлять услуги доступа в старый добрый Интернет, будь они операторами доступа или магистралами, не важно.
———-
Вашими бы словами, да мед пить! :) Не будет такого! РТ стал настолько большой, что теперь любая инициатива, как спускаемая сверху, так и поднимаемая снизу – станет только словами, погребенными под завалами утверждений, согласование и не понимания :) Так что рынок для “всех остальных операторов” не откроется, – а будет существовать как и ранее, что впрочем тоже просто замечательно :)