Рунет: тенденции in a broad manner
1. Как на данный момент устроена инфраструктура интернет провайдинга в России?
Инфраструктура Интернет провайдинга России, если Интернет рынок условно разделить на две части: столичный рынок и региональный – достаточно проста.
Региональный рынок. Провайдеры, обладающие сетями доступа до конечных клиентов, в качестве апстримов, как правило, выбирают 2-3-х операторов магистрального IP транзита (Компания ТрансТелеКом, Ростелеком, РТКомм…) или работают через какого-нибудь регионального агрегатора, подключенного к нескольким магистралям. Это обеспечивает суммарную коннективность и частичное резервирование при сбоях у одного из магистральных операторов или его апстримов. По мере роста в регионах широкополосного рынка (росте полос магистрального потребления) и изменениях политик ценообразования на магистральный транзит бизнес модель регионального агрегаторства изживает себя. Основная масса операторов стремится иметь прямое подключение к магистралям, минимизируя тем самым цены закупки, и получая в свои руки инструменты балансировки маршрутизацией. Поэтому можно считать, что современная структура регионального провайдинга двухуровневая: магистральный IP транзит и сети доступа. Магистральным операторам достается в среднем пятая часть доходов, собираемая в регионах. В обозримом будущем магистральный Интернет транзит сохранит свою роль по причине огромности территории России и низкой плотности ее населения.
Столичный рынок (Москва+СПб). Столичный рынок более продвинут и потому многослоен, и более сложно устроен. Стоит отметить, что на современном столичном рынке существенную роль в настоящее время играют операторы, обеспечивающие доступ конечных клиентов (Комстар, ГТ, Корбина, Комкор, …). Большое количество их широкополосных пользователей потребляют и генерируют (!) огромные трафики, зачастую превышающие трафики с датацентров. Эти операторы имеют собственные апстримы в мировой сегмент Интернета, с удовольствием продают свой трафик, а при возможности, и глобальный транзит более мелким операторам. Оптовый рынок столиц по своему денежному выражению невелик на фоне рынка доступа конечных пользователей или магистрального транзита. На столичном рынке операторы магистрального транзита и крупные розничные операторы столицы играют на равных. Однако игра на нем влияет на качество связности всего Рунета как в сторону улучшения картины, так и в обратную сторону. Эта ситуация может измениться в сторону разумных улучшений уже в ближайшее время. Перестройка пиринговых отношений в Москве резко активизировалась с января текущего года и уже в картине коннективности появились светлые элементы для отдельных игроков. Но это только элементы. Системные изменения впереди и ключевым моментом для их становления будет эффективность использования линейных сетевых ресурсов и маршрутизирующих мощностей.
В любом случае, перспектива дальнейшего развития широкополосного доступа и стремительного роста полос, требуемых каналов для интерконнекта, вынудят игроков устанавливать короткие связи, сколь амбициозными не были бы их планы или менеджеры. Это будет настоящее взросление рынка.
2. Можно ли сопоставить текущее устройство Интернет эко-системы рунета с таковой за рубежом?
Материальная инфраструктура (бекбоны, маршрутизаторы, узлы доступа, сети доступа) Интернет провайдинга, обеспечивающая техническую возможность для услуг доступа, является следствием базовой Интернет технологии. И эта технология едина для всего мира. Поэтому материальная инфраструктура российского и мирового Интернет провайдингов совпадают и обеспечиваются взаимодействием многих игроков провайдерского рынка. И это единство действует очень благотворительно для развития российского провайдинга. Многие передовые технологии, требующие значительных финансовых, инженерных и временных затрат, обкатываются на Западе, там становятся промышленными и падают в цене до разумных величин. После этого внедряются в России. Поэтому российский провайдинг, следуя за западными лидерами в ускоряющей фазе ими порожденной волны, оказывается в достаточно выгодных условиях.
Бизнес инфраструктуры провайдинга (это, прежде всего, бизнес модели различных уровней провайдинга) в неком усредненном качественном рассмотрении также не отличается от западных моделей. А вот количественные отличия здесь налицо. Во-первых, в России есть географическая специфика – территория весьма протяженная при низкой плотности населения и высочайшей концентрации капитала, платежеспособного спроса, кадрового обеспечения, «контента» и т.п. в столице. Это порождает преобладающую звездную архитектуру российского провайдинга с мощнейшим центром и слабой периферией, а также выносит магистральных операторов на уровень бизнеса с высочайшим входным порогом. И потому естественно сложившаяся двухуровневая иерархия провайдинга, оказывается ярко выраженной по сравнению с Западом и очень устойчивой. Эта картина будет сохраняться в ближайшие годы. Во-вторых, есть российская экономическая специфика. Интернет провайдинг, находясь лишь на начальной стадии своего взросления, весьма рахитичен из-за постоянного недостаточного и несбалансированного питания в детстве. Тот экономический рост, который демонстрирует вся Россия, до телекома еще и не дошел. Пока провайдинг лишь ощущает запах от накрытого стола, стоя под окнами банкетного зала… Западный же провайдинг рос в большой зажиточной семье, не голодал в детстве и даже пережил юношеский благотворный кризис доткомов. Благотворный – потому, что ранее накопленный этим бумом избыток капитала и последовавший за ним кризис, трансформирован в достаточный запас всевозможных софтверных, инженерных, сетевых и других невостребованных ресурсов. Эта удобренная и подготовленная почва обеспечивала рост и развитие западных информационных технологий в течение последних 7-ми лет. Россияне, попавшие в эту волну, остались на западе и сами стали элементами этой почвы для западного телекома. Российскому провайдингу достались лишь настроения и желания…
<<Полный текст интервью здесь>>
Интервью журналу "IT-Special" Magazine, (game)land company вопросы: И.Федюкин ответы: А.Кипчатов 17 марта 2008г
Алексей Александрович!
Судя по частоте всплывающих слухов, МРК Связьинвеста все-таки разделят на две компании – медь и услуги (аналог американской модели DSL).
Если это случится, каковы Ваши прогнозы относительно рынка _услуг_ DSL ?
Вернее: будет ли это разделением на деле, или останется лишь на бумаге и львиная доля рынка услуг DSL всеравно останется за компанией, выделенной из МРК ?
Евгений, спасибо за “интересный вопрос”.
Ответа на него я знать не могу, я не волхв. Это область волевых решений узкого круга лиц в условиях сложного внешнего воздействия.
Однако нет оснований полагать, что какие-либо гипотетические структурные перестройки Связьинвеста перед перманентным ожиданием его приватизации направлены на раздачу частей этого бизнеса в случайные руки. А после приватизации тем более.
В любом случае руки будут неслучайными :)
Не очень согласен с тем, что цена в 20 долл. за мегабит на
межоператорском рынке Москвы – предельная.
Мое личное мнение: цена будет падать обратно пропорционально росту
усредненного объема потребления/генерации трафика одним
домохозяйством.
Владислав,
здесь подразумевается цена глобал транзита. Его себестоимость складывется из окупаемости маршрутизирующих мощностей, транспортных расходов внутри сети оператора, издержек на присоединение к сопредельным сетям и апстримам, а также неизбежного для бизнеса интереса к прибыле (марже). По мере роста трафиков постоянно требуются апгрейды на более дорогое и более сложное железо, а также системы защиты от злономоеренных действий с соответствующими расходами на переобучение персонала, помещения, электроэнергию и т.п. и т.д. Из всего этого букета дешевеющей может быть единица полосы маршрутизаторов по мере роста общих полос. И только в случае, если Вы их своевременно и оптимально умощняете железо, а при его старении находите куда его утилизовать с компенсацией остаточной стоимости. Ещн можно пытаться делать дешевеющими Мбиты апстримов, если иметь свои волокна в Европу. В противном случае пила шага апгрейда может свести на ноль всю костэффективность или качество. Все остальное только дорожает.
Цена на предыдущем периоде развития Рунета определялась не себестоимостью, а спросом, там был заметный маневр. И были вариации с улучшением эффективности бизнеса за счет возможности извлечения хорошей маржи. Сегодня же цена стремится к себестоимости, которую минимизировать далее некуда. Потому я и оцениваю близость цен на оптовом столичном рынке к нижнему пределу. А будет через 2 года полоса стоить 500р/Мбс или 400 – вопрос одного порядка.
По Вашему мнению цена обратно пропорциональна средним клиентским полосам потребления, т.е. при естественном росте этих полос более, чем в 2 раза в год цена должна падать в теже самые >2 раза. Вы таким образом замораживаете объем оптового рынка столицы на уровне текущих сумм. Этот рынок станет никому не интересен для инвестиций. Следовательно, получите дифицит. Потом – низкое качество, а потом и рост цен.
Я же полагаю, что такого колебательного во времени ценообразования не будет, цена просто ляжет на асимптоту. И так будет до тех пор пока не появится иннавационных технологий с качественно более низкой себестоимостью транспорта и маршрутизаци.
Неубедительно. Вообще то провайдер собственно и состоит из волокон и железа. Железо дешевеет, волокна уже один раз построенные вроде тоже не дорожают от того, что в них лямбд больше стало. Потребность в помещениях, электричестве и людях по мере наращивания полосы практически не растет просто по причине совершенствования электронных технологий. Вопрос почему полоса не должна дешеветь со скоростью удешевления магистрального оборудования?
Далее, на рынок время от времени выходят игроки, построившие очередной кусок инфраструктуры (оптика плюс оборудование). Им приходится выходить на практически занятый рынок. Никаких шансов без демпинга у них нет. При это для всех их оптовая продажа это всего лишь дополнительный доход, так как у каждого есть достаточно большая розничная клиентская база. Чисто под оптовую продажу строит разьве что RETN, но и он вынужден учитывать наличие на рынке других игроков и ему невольно придется бежать достаточно быстро чтобы остаться на месте ;)
В результате, как это не парадоксально, получается, что цены падают и инвестиции текут при том, что обьем московского оптового рынка доступа увеличивается незначительно. Мне кажется, что такая ситуация имеет место уже много лет и сейчас, при сильно увеличившемся числе игроков вряд ли поменяется.
Мы из тех кто сейчас покупает по 500. Судя по количеству альтернативных предложений которые мы получаем я делаю прогноз – предложения по 400 будут до конца этого года.
Сергей, Вы все пишите правильно и логично за исключением одного момента.
1. Фраза “Никаких шансов без демпинга у них нет” весьма странна. Демпинг – продажа ниже себестоимость, напрвленная на полное вытеснение с рынка остальных игроков, не спопсобных нести убытки. Демпинговать может лишь игрок с кроссфинансированием магистрального транзита. Как имя локомотива демпингового подхода – Ретн, ТТК, РТ, РТК, Старт, Синтерра, Вымпелком, Комстар? Реальных сетей, способных передавать растущий трафик, не много. Сумасшедших руководителей этих сетей почти нет. Кто рискнет демпинговать?
Вы покупаете по 500 и полагаете, что будете покупать по 400. В сегодняшнем трафике по 500 вы имеете половину Битторентовского трафика московской широкополоски и 50% трафика далеких регионов РФ и мирового сегмента Интернета. В трафике по 400 вы получите 70% столичного битторента. Здесь нет никого демпинга. Но вы можете упереться в отсутствие технической возможности. Пока вы играете на полосах до 1ГЕ все здорово. Попробуйте отдайте соседу или магистралу 2х10ГЕ, чтоб они отвезли их из Москвы в Москву или в Питер. Вам придется строить для этого трафика частные пиры и прикупать “дешевеющее” железо. Цена этого трафика ничтожна или вообще нулевая, но себестоимость далеко не нулевая. Вопрос разнесения затрат и определения себестоимости перестает быть праздным. Вы легко можете отчитаться про удешевление внешки, а затраты на нее стремительно будут расти.
Потом – привет, вы уже ищите, кому бы продадь этот дурацкий бизнес. Вот тогда и расскажите покупателю, что волокна жрать не просят, что железо дешевеет, персонал всему обучен, а цена закупки трафика асимптотически стремится к нулю. Не бизнес, а корова, несущая золотые яйца. Себе бы оставил, но деньги уже девать некуда… :))
Ну вот, год еще не кончился, а ни о каких 500 руб за мегабит в Москве и речи не идет, 400-420 уже цена стандартного предложения. Число предложений не уменьшилось. Так что ждем к январю цен на уровне 350-400. До Европы все равно еще далеко, а почему в Москве должно быть дороже? Я причин не вижу.
Правда и трафик вырос так, что все равно платежи выросли :(
Сергей, есть предложения и по 250, есть покупки и по 700. Среднюю цену посчитать почти не представляется возможным, т.к. я не обладаю точными и всеобъемлящими данными. Скорее всего никто ими не обладает. ОПГ летом установил минимальную цену для своих членов на портах 1ГЕ в размере 470руб/Мбит/с. Порты больше могут продаваться дешевле. Массовые предложения по 400-420? Да это же члены ОПГ разводят друг-друга :)
Темп падения цен в Москве ниже темпа падения цен в регионе, по причинам предельности цен к себестоимости. И я не взялся бы сейчас, на фоне кризисных явлений пророчить повальное падение цен. Будут те, кто начнет отдаваться очень дешево, будут те, кто будет удерживать цены. Будут и те, кто пойдет на их повышение.
И Европу приводить в пример надо осторожно. Очень важно, где, кому, у кого и какое количество. Коджент вам отдаст где-нибудь в Амсе, не торгуясь, порт с коммитментом 2-3Г и годовым контрактом по 4Евро. А поторговавшись можно и снизить эту цифру. Но, если потом окажется, что вы не в состоянии выбрать этот коммитмент, то сами будете себя ругать и пытаться успокаивать тем, что даже так выгодно. При этом трансмиссия за ваш счет, и этот довесок в себестоимость можно и нужно отправить не в себестоимость московского трафика, а размазать по другим местам. До такой степени размазать, чтоб потом все списать на кризис, если интегрально показатели будут ухудшаться :))
Я сейчас поосторожничаю спорить с Вами о конкретных цифрах на цены в январе.