Ищу старые люки Питера
Из Питера началась российская железная дорога. Из Питера началась российская электрическая связь. Я уверен, что и российская канализация началась из Питера. Поэтому Питер очень перспективный город для поиска старинных и уникальных крышек люков.
Последние 4 года, когда меня посетил интерес к крышечкам, в Питере мне бывать почему-то не приходилось. И недавно я туда попал всего на полдня. Все приезжие смотрят вверх и по сторонам, я смотрел под ноги и фотографировал. Конечно, за несколько часов клад не найдешь. Я же надеялся найти канализационных уникомов, свидетельствующих о дореволюционных российско-шведских телефонных компаниях, найти российские следы Белла конца позапрошлого и начала прошлого века века, но увы. Ходил то я по Невскому и рядом с ним. Вместо древних “иностранцев” мне достались вполне современные их представители.
Что, Латтелеком строил в Питере канализацию? Прямо на Дворцовой площади у входа в Эрмитаж? Или это СЗТ его на докладку так раскрутил? :)
Еще я нашел характерные люковые признаки, которых в других городах не видел. Люки сильно стертые есть везде, я их люблю именно за потертость, новые скучны. В Питере же оказались люки на дорогах, которые стерты не просто ногами или колесами, а шипами.
В каком городе есть еще люки загрызенные шипами?
А вот и старый люк. Старый потому, что купольный. Это традиции доавтомобильной эры. И еще там написано Акц. Общ. … далее мне не понятно. Может это и непмановское АО, но вероятнее, что дореволюционное. По крайней мере мне так хочется.
А еще в Питере очень много дренажных люков и канализационных люков с насверленными или прожжеными сваркой дырочками. А вечером, когда питерцы идут в душ из этих дырочек пахнет баней. А еще…
Короче, смотрите сами слайдшоу ниже или копайтесь на постоянной страниц “Крышки люков Санкт-Петербурга”. Там 102 отобранные фотки из 172.
А старинные люки Питера у меня еще впереди…
___________________________________________
Добавлено 22.06.09: Нашлась отличная коллеция фотографий старых питерских люков Петра Соболева
в подмосковном Монино имеется один люк, по виду полностью аналогичный
http://www.kipchatov.ru/blog/wp-content/gallery/spb/spb_0906_005.jpg
как попал – уже, наверное, и не узнать….
Форма этого люка типична. Такие люки в виде 4-х или 6-ти глубоких сегментов для заполнения их материалом мостовой изготавливались до революции и после. Они есть во многих городах. И на них есть очень разные надписи по принадлежности к типу канализации и по географии привязки.
Если в Монино люк именно “Канализация г.Лениграда”, то это прикольно. Так же прикольно, как люк Латтелекома в Питере.
именно “Канализация Ленинграда”
Сегодня, проходя мимо, посмотрел на “Канализация Ленинграда”. Так как описывал по памяти. Лежит на месте, никуда не делась. Потом рассматривал все попадающиеся по дороге крышки (видать, заразное увлечение). Она из встреченных меня удивила. Что-то типа “Чугунно-литейный заводъ” написано. именно так, с Ъ на конце. Забавно как-то. Фотика с собой не было, потом обязательно сделаю снимок, вышлю. Только достаточно потёртая поверхность.
Потертые люки как пожившие люди. Они бывают очень интересными.
Впрочем и молодежь иногда очень радует своими формами и местоположениями.
С удовольствием приму в дар фотки.
дык интересно то, что Монино – населённый пункт с совсем недревней историей. То, что сейчас называется Военно-воздушная академия им. Гагарина, возникло из созданной в 30-ые года ШМАС – школы младших авиационных специалистов. До этого ничего, насколько я знаю, на этом месте не было. То есть люки с буквой Ъ на конце могли быть только привезены откуда-то….
Процесс перемещение крышек смотровых колодцев интересен, но трудноузнаваем. У меня есть вот такая идея для объяснения.
Может в истории перемещения люков замешано плановое хозяйство СССР. У всех были планы по сдаче металлолома. Люки, будучи достаточно тяжелыми, были хорошими металлоломом.
Количество планируемых отливок вполне могло создавать их дефицит. И базы Вторчермета, а также свалки крупных предприятий, были хорошим подспорьем для крепких снабженцев, которые там находили то, что не досталось им по разнарядкам сверху.
Жизнь же снабженцев советских времен, а так же судьбы начальников свалок крупных предприятия – кусок истории массонства в СССР. Со всеми последствиями.
Эту идею разрушает то, что на западе крышки люков тоже перемещаются. В Лондоне есть крышка Департамента Почт и Телеграфа Ирландии – P&T http://www.flickr.com/photos/24772733@N05/2579709195.
Есть анекдотичное объяснение:
Диалог между мужем и женой вечером:
– Дорогой! У автомобиля сегодня отвалилась запчасть. Я ее с трудом смогла положить в багажник. Посмотри. Можно ли починить?
Муж открывает багажник, и задумчиво смотрит в него…
– Дорогая! С машиной все в порядке, но канализационный люк придется отвезти на место. :)