Конец депиринга Sprint – Cogent?
“Знаете, Шура, – продолжал Паниковский,
– я как-то перестал доверять Бендеру.
Он что-то не то делает.”
21:00:45 UTC, 02.11.08 связь сетей Коджент – Спринт восстановлена. Занавес.
Спринт одумался или Коджент заплатил? Это интересно, но не суть важно. Все стоны профессоров Чикагского университета, являющегося клиентом Спринта, которые не могли добраться до серверов, расположеных на Кодженте – не более, чем сиротский пиар в пользу бедных. Что это за детсадовские явления в США образца 2008года: операторы с единственным аплинком, университеты с одним аплинком, датацентры с одним аплинком… Если это правда, то америка в опасности! Три депира и мы их победим, т.к. управление страной развалится :))
В любом случае Коджент дешевый оператор 2-ого или 3-его выбора, предлагающий на рынок только две услуги: VPNs дорого и IP транзит с овербукингом дешево. Только недальновидные могли работать воткнувшись в Коджент одной ногой. Среди российских операторов таких не оказалось и уже думаю не окажется. Нас этот депир никоим образом не затронул. Аналогично и в Украине, и далее по Восточной и Центральной Европе.
Почему же клиенты Коджента, как правило, от его депиров и депиров с ним не страдают? По двум простым причинам:
1) Клиенты Коджента – операторы, а операторы с одним апстримом встречаются не чаще, чем курицы с зубами;
2) Коджент для его клиентов, как правило, – мусорный аплинк, т.е. не основной путь и связность через него не более чем дополнительная, деградировал сервис на таком апстриме – не беда, т.к. другого от него и не ждали.
Иное дело Спринт, представляющий собой многослойный бизнес от розницы до магистрального транзита. И в нем ТирВанская доля весьма маленькая. Основная часть бизнеса – бизнес на сетях доступа с кучей собственных корпоративных и частных клиентов. Естественно, что собственная спринтовская розница использует спринтовскую магистраль, как единственный апстрим, агрегирующий связность всех Тир1. И эта розница критически зависима от связности своей магистрали. В рознице крутятся гораздо большие деньги и именно они находятся в критической зависимости. Это слабое место. По нему можно бить. Коджент туда и прицелился.
Справедливости ради следует заметить, что уж совсем розничные клиенты на больших сетях с ШПД услугами (особенно на беспроводных сетях распределения) знать не знают и ведать не ведают о понятии связность. И как правило, претензий не предъявляют, если они не игруны в ВОВ :) А вот бизнес клиенты, СМБ, учреждения и корпорации за нужной им связностью следят и мгновенно предъявляют претензии.
Вот и получается, что Коджент имеет бизнес на неразборчивых клиентах, и клиентах трезво догадывающихся, что услуги Коджента дешевые и ничего не гарантирующие. А Спринт имеет клиентов настоящих, предлагает им услуги настоящие и отвечать должен за них по-настоящему. Именно по этим причинам Коджент прижал Телию в марте этого года. Конечные клиенты собственно Телии, а не попавшей под депир Telia Carrier Int, подняли шум и вынудили Телию сдаться. Сейчас аналогичный сценарий разыгран со Спринтом.
В то же самое время Спринт это должен был осознавать на момент начала разрыва и должен был понимать. что депир с последующим репиром (если жить без Коджента клиенты Сприна не захотят) – моральный проигрыш. Осозновал, но на депир пошел. И заработал имя – Зомби, не обладающего нервной системой и не чувствующего боли депира.
Видимо мы чего-то такого не знаем про Спринт, чтоб понять набор аргументов и методов, которыми он намеревался пользоваться и/или пользовался в эти депиринговые дни. Читаем пресс-релиз Спринта:
ЗАЯВЛЕНИЕ СПРИНТА КЛИЕНТАМ О ДЕПИРИНГЕ С КОДЖЕНТОМ
Уважаемые пользователи!
В четверг, 30-ого октября, Sprint-Nextel разорвал соединение своей сети с Cogent Communications. Это действие было предпринято Спринтом после нарушения Коджентом контракта в плане отсутствия оплаты получаемых от Спринт услуг, несмотря на многократные предупреждения от Спринта.
Пока эта проблема не решена, Спринт продолжит работать неустанно в пределах всех наших возможностей, чтобы смягчить последствия депира для клиентов. Как часть промежуточного решения, Спринт возобновил временную связь с сетью Коджента в воскресенье, 2-ого ноября так, чтобы у клиентов был временный доступ, в то время как дополнительные долгосрочные и постоянные варианты взаимодействия исследуются.
Мы подчеркиваем, что это восстановление связи – временная мера, поскольку основные проблемы в этом споре не разрешены. Коджент был предупрежден об этом перед восстановлением связи 2-ого ноября, таким образом любые нарушения доступа, происходящие в течение этого временного периода, будут являться отрицательной реакцией, спровоцированной исключительно Коджентом против клиентов обеих сторон.
Спринт глубоко сожалеет о любом неудобстве, вызванном этим депиром, но не мы предпринимаем действия, влекущие легкие расстройства доступа, испытанные клиентами обеих сторон.
Предыстория
В 2006 году Коджент обратился с предложением поднять тестовый пир между сетями на предмет проверки возможности взаимодействия сетей в статусе равноправного пиринга (Settlement-free peering). равноправный пиринг – это такие контрактные отношения, при которых стороны не платят друг другу за пропуск Интернет трафика. Эта договоренность справедлива, если стороны пропускают равное количество трафика через пиринговый стык. До этого тестового пира Коджент получал доступ в сеть Спринт через сети других операторов.
Результаты трехмесячного коммерческого соглашения о тестировании в течение июня – сентября 2007, показали, что баланс трафика не соответствует минимальным критериям обмена, оговоренным на момент заключения тестового соглашения. В результате sattlemente-free peering не был установлен. И Кодженту было направлено официальное заключение. Несмотря на этот факт, и после того, как были проведены повторенные обсуждения, Коджент не отключился от сети Спринта и не оплатил компенсацию Спринту за пользование его сетью.
Спринт неоднократно извещал Коджент в письмах о просроченных оплатах и о наших намерение принять меры, если проблему оставили нерешенной. 2-ого сентября этого года, Спринт подал судебный иск против Коджента о нарушениях условий контракта. Спринт также известил Коджент в письменном виде о намерении начать процедуру разрыва связности, если Коджент не оплатит услуги или добровольно не разъединит сети и примет меры по соединению через одну из многих третьих сетей. В течение всего этого периода, который включает начальные шаги по разъединению, Коджент не сделал ничего, чтобы смягчить надвигающиеся потенциальные эффекты, для своих клиентов в случае отключения сети Спринт.
Факты и Выдумки
30-ого октября, Коджент выпустил пресс-релиз и сделал последующие заявления для СМИ, которые содержат много искажений относительно отношений между Спринтом и коджентом. Это наше заявление ставит своей целью разъяснить некорректные слова Коджента.
Пресс-релиз Коджента: “30 Октября в 4:30PM Спринт-Некстел разорвал свое Интернет соединение с Коджентом, что повлекло нарушение целостности Интернета.
ФАКТ: События от 30-ого октября имели отношение только с разъединением двух последних стыков из 10 точек интерконнекта между Спринтом и Коджентом. В дополнение к уведомлению Коджента за 30 дней перед нашим намерением отключить, Спринт произвел отключение 7-ого октября 2008. Между 7-ым октября и 30-ым октября, Спринт отключал по одному или два порта каждую неделю с полным пониманием Коджентом сути происходящего. Во время этого периода Коджент не предпринял никаких действий по поддержанию связности своих пользователей,хотя такие действия были полностью под его контролем.Пресс-релиз Коджента: “Спринт [разъединял свое Интернет подключение к Кодженту] в нарушении договорных обязательств по обмену трафиком с Коджентом на основании соглашения по равноправному пирингу (sеttlement free peering basis).”
ФАКТ: Никогда Спринт не заключал с Коджентом контракт по равноправному пирингу. В 2006, Спринт и Коджент сформировали коммерческое соглашение о тестировании, которое закончилось в сентябре 2007. Коджент был неспособен удовлетворить взаимосогласованные критерии обмена в рамках соглашения о тестировании, в соответсвии с которым Коджент должен был платить или отсоединиться от Спринта.Пресс-релиз Коджента: “Спринт и Коджент ведут судебное разбирательство по этому вопросу. Коджент сожалеет, что Спринт совершил эти односторонние действия, не дождавшись определения суда.”
ФАКТ: Спринт подал судебный иск 2 сентября в Окружной суд Fairfax County,VA на Коджент за нарушение условий контракта и отказа Коджента оплатить Спринту за продолжающуюся связь с сетью Спринта. Спринт также Направил Кодженту письменное уведомление за 30 дней в надежде, что Коджент примет меры, чтобы смягчить воздействие депиринга на клиентов.Пресс-релиз Коджента: “Коджент остается готовым восстановить связь на основе того же соглашения о равноправном пиринге, которое было до разрыва связности.
ФАКТ: Как отмечено выше, Спринт и Коджент не вступали в соглашение о равноправном пиринге. Было лишь коммерческое соглашение о тестировании, по результатам которого Коджент не соответствовал критериям минимального объема трафика, согласованным обеими сторонами.
Красота, не правда ли?
Мне почему-то вспоминаются сцены из “Золотого Теленка”, например, когда Балаганов и Паниковский делили деньги, стыренные у Корейко:
Красное плюшевое кресло лежало кверху куцыми ножками, обнаруживая непривлекательную джутовую изнанку. Бархатная скатерть с позументами съехала со стола. Даже картина “Явление Христа народу” и та покосилась набок, потерявши в этом виде большую часть поучительности, которую вложил в нее художник. С балкона дул свежий пароходный ветер, передвигая разбросанные по кровати денежные знаки. Между ними валялась железная коробка от папирос “Кавказ”. На ковре, сцепившись и выбрасывая ноги, молча катались Паниковский и Балаганов.
Короче, какие ТирВаны, такие и равноправные пиринги. Суд ли решит, как дальше жить этим двоим, или придет некий Бендер, отнимет игрушку и направит на путь истинный, пока не ясно. Ясно, что американцев колбасит и будет дальше колбасить.
Институт ТирВанства – явление отживающее себя, т.к. по мере роста полос подключений клиентов и победного шествия контрафакта основной трафик становится коротким. Он замыкается на сетях провайдеров, немного льется через приватные пиры с ближайшими соседями, немного идет на апстримы, где разливается по их пирам и клиентам и почти не доходит до “центра Интернета” – ТирВанов. Коджент, маниакально стремится стать ТирВаном. Сам себя он называет исключительно только этим гордым именем и утверждает, что став ТирВаном, он не имеет права пириться с неТирВанами. И при этом утверждает, что он перевозит, чуть ли не четверть мирового трафика. Это же не тирванский трафик, а тот самый с прайват пиринговых портов и с клиентов. И этим же трафиком шугает ТирВанов и псевдо ТирВанов.
Сегодня ТирВаны выполняют две исключительные и важные роли.
1. Тир1 операторы являются арбитрами над Тир2, Тир3,… ТирN операторами, когда те не могут определиться со своей равноправностью. Так, Level3 и ГлобалКроссинг для россиян и украинцев являются главной точкой обмена и более 50% зарабатываемых денег на наших операторах- это наш же трафик, а не доставленный с далекой Америки, Австралии или острова Пасхи.
2. Тир1 все-таки обладают абсолютной связностью для своих клиентов. А абсолютная связность нужна для многих сервисов (E-mail, мессенджеры, служебные трафики файлообменных сетей, апгрейды Висты, антивирусов и т.п. и т.д – т.е. по сути дела это – системы сигнализации)
Но, как только оператор приближается к Тир1 и устанавливает с ними пиры, то их абсолютной связности он уже не видит. (Клиент видит всю связность провайдера, а пиринг-партнеры видят лишь клиентские конуса друг друга, но не других пиринг партнеров с их собственными клиентскими конусами). А коль нет абсолютной связности, то и функция арбитра обнуляется. И друг для друга Тир1 (это те, кто имеет лишь settlement-free peering и договора с клиентами*) и псевдо Тир1 (это те, кто не покупает транзита на других операторов ни через кого, но связность с самими тирванами могут покупать на условиях нессиметричных пирингов или еще как, это так называемые transit free операторы**) никаких арбитражных ролей выполнить не могут. И все депиринговые демарши Коджента яркие тому свидетели. За них все решает американский суд, признает их равными, или не равными, обязует платить или не платить.
А зачем Кодженту так вожно ТирВанство, если ТирВаны должны поддерживать достаточно высокую коннективность постоянно отбиваясь от выскочек с большими трафиками и неадекватными ценами на них? Неужто Тирваны много зарабатывают? Нет, доходы ТирВанов чисто на IP Transit не так велики, например, Левел3 имеет на магистральном Интернете где-то четверть своих доходов, а ведь у него нет розницы, лишь крупные корпораты, датацентры и операторы. Такие, как Спринт или AT&T вообще имеют на магистралях пренебрежимо меньшие суммы по сравнению с бизнесами на конечных клиентах. Трафик мирового транзита дешевеет на 40% в год, и растет на 60% в год. И это по докризисным годам. А сейчас рост и эрозия цены могут скрестить траектории и поменяться местами. Зачем же нужно Кодженту, будучи чистым IP транзитным оператором, не имеющим возможность продавать даже простые каналы точка-точка и работающему с моноуслугами лишь на межоператорском и крупно-корпоративном сегменте, так биться за ТирВанские позиции. Я не знаю, лишь догадываюсь.
Полагаю, что исходно рожденная в 1998 году идея моноуслуги с ценовым лидерством никак не находит продолжения (или денег на реализацию иных сценариев). Новой идеи нет, поэтому из старой нужно выжать все. Поэтому нужны скандалы, чтоб имя оператора не забыли. Поэтому должен быть пиар, расчитанный на желание конечных клиентов платить много меньше (аналогично рекламе таблеток по схеме “требуйте в своей аптеке”). Поэтому все должны видеть далекоидущие планы Коджента и решительность руководства Коджента в их реализации. Поэтому уже пора не просто накачивать сеть трафиком, а еще и зарабатывать на этом деньги. Поэтому наблюдается активация деятельности Коджента по Европейским странам, где есть хоть какие-то кусочки его сети или их нет, чтоб продать как можно больше, пусть дешево, но продать! Причем по принципу: сначала продаем, потом ищем как это реализовать. Для этого нужно отключать пиры, их наличие не только накачивает сеть трафиком, но и сдерживает многих потенциальных клиентов от покупок у Коджента. А те, кто купил, в течение осени могли наблюдать странную картину – трафик, отдаваемый сетью Коджента, не рос как ему положено делать осенью, а стоял и даже падал. Падал потому, что зачистка от пиров шла быстрее, чем подключения новых клиентов. И что дальше будет с Коджентом вопрос баланса скоростей развития двух процессов: подключение новых клиентов и отключения старых.
Занавес задернут. За занавесом – возня и сопение. Подождем еще немного и может быть узнаем, кто кого там отимеет посредством американского суда, чтоб правильно определиться с нашими будущими Тир1 арбитрами. Благо нам самим их сейчас еще можно выбирать.
___________________________________
* Tir1: AT&T(AS7018), Sprint(AS1239), NTT(2914), Level3(AS3356), GlobalCrossing(AS3549), Verizon (AS701-703), Qwest(AS209) и SAVVIS(3561), AOL(AS1668)
** Transit Free ISP: Telia(AS1299), XO(AS2828), TATA(AS6453), Cogent(AS174), AboveNet (AS6464)