Поломать себе голову, чтоб другие боялись
Законодатели обложили налогами информационные носители. И тут до Минкомсвязи дошло, что они оштрафовали невиновных и дали индульгенцию пиратам, мол за хранение контрафакта уже заплачено в пользу авторов при покупке болванок и флешек. И в Минкомсвязи задумались опять. Пытаясь совместить борьбу с пиратсвом (чтобы в ВТО вступить с чистой совесть), а также необходимость внедрять инновации (Президент требует), регуляторные мысли быстро улетели в “облака” и там совсем растерялись потому, что не на что там опереться – лишь туман при полном отсутствии понятных границ. Зыбко там:
Еще одним способом борьбы с нелегальным распространением записей может быть хранение информации на общих серверах – облаках. Они позволят создать строго контролируемую среду, считают эксперты, подчеркивая, что контроль – более эффективный способ борьбы с пиратством, чем защита. Последнюю можно обойти или сломать. Легче защитить сам сервер, чем программный продукт. Но проблема в том, что Интернет трансграничен. И те, кто ходит по нему, не соблюдают границ. Поэтому, как установить фильтр на контент из всех стран сразу, придется поломать голову.
А вдруг и правду те, кто хочет, чтобы было лучше, поломают поломают и совсем сломают свои головы по пути в “облака”? Жалко, ведь хорошие люди и намерения благие…
Благими намерениями вымощена дорога.
Аналогично – хорошие люди не профессия.
В довесок к вопросу еще цитатка на память от Вебпланеты:
Зачет.
Даже не знаю, что круче: само мнение или должность хозяина этого мнения.
Хочется добавить: “А для того, чтобы слова зам.министра не расходились с делом, Мин.Связи предписывает всем операторам, обладающим лицензиями на предоставление телематических услуг и услуг передачи данных на территории РФ, заключить договор о присоединении к существенному оператору передачи данных ОАО “Ростелеком” на условиях последнего” – сообщает источник, пока незарегистрованный как СМИ.
Вот, специально для зам. министра набросал схемку пиринга провадеров Рунета с крупными ай-ихсами.
http://runetmonitor.ru/img/runet_peer_17.12.2010.jpg
Прошу сильно не пинать ногами. Все вопросы по достоверности инфы к robtex.com
Розовым показан ростелек, голубым – ОПГ. Жирность стрелок зависит от емкости портов, размеры автономок от трафика.
Для читабельности показывал только тех провайдеров, кто входит в топ-1000 (по версии Павла (Gulchouck)) и не показывал одиночные пиры с более мелкими ай-иксами.
Я думаю, схемка более или менее правдоподобно отражает расклад сил в Рунете.
Какой нафиг “весь трафик через Ростелек”?!!! Дай Бог 10-15%. Зачирикаются госорганы вылавливать все западные пиры… чтобы типа “пресечь контрофакт”. И зачирикаются “загонять всех на Ростелек, а Ростелек сдохнет в две секунды, если на него вылить такой трафик…
/*По мнению заместителя министра связи Ильи Массуха… Весь трафик идёт через Ростелеком, так что если для работы такого фильтра «понадобится купить несколько тысяч серверов… то… государство даст указание их купить и поставить», говорит он*/
А что, ведь и двух месяцев не прошло, а уже озвучены! намерения построения Great Firewall of Russia (http://www.kipchatov.ru/blog/?p=640#comment-12995)
/*Какой нафиг «весь трафик через Ростелек»?!!!*/
Такой же, как и через “Чайнателек”
/*Зачирикаются госорганы вылавливать все западные пиры… чтобы типа «пресечь контрофакт». */
Если уж речь зашла о контрофакте. Возьмем среднестатистического оператора доступа в Украине у которого в качестве аплинков скажем Когент и РЕТН. Проанализируем структуру и распределение траффика по аплинкам. Имеем соотношение примерно 2:8, т.е на каждые 2Мбита полученные от Когент приходятся 8Мбит полученные от РЕТН. Такие цифры впечатляют, за исключением одного НО, в структуре траффика Когент ~80% – это www/ftp, а 80% в структуре траффика от РЕТН – это p2p (ну это то, что вы называете контрофактом), остальные 20% – это vkontakt :). Т.е. Россия – это поставщик контрофакта для Украины. Далее, выполняем несложный эксперимент с коммунити и включаем для РЕТН:
8359:65535 ComStar-Direct
Далее, чтобы траффик от ComStar не пошел через IX добавляем такие коммунити:
6777:65535 – AMS-IX
8714:65535 – LINX
19996:65535 – 2Any
Исключаем MSK-IX:
8631:65535 – MSK-IX
Смотрим результат:
Имеем соотношение примерно 3:4, т.е на каждые 3Мбита полученные от Когент приходятся 4Мбит полученные от РЕТН. В структуре траффика Когент по прежнему ~80% – это www/ftp, 40% траффика от РЕТН – это p2p.
Поэтому по поводу этого: /*И зачирикаются «загонять всех на Ростелек, а Ростелек сдохнет в две секунды, если на него вылить такой трафик…*/ очень даже дискутируемо. А ведь если применить еще и фильтр, то % контрофакта можно снизить даже не до 40%, а до 10% (вот они ваши /*Дай Бог 10-15%*/).
Для скептиков, которые скажут: “Да это только какой то левый оператор доступа может “отключить” матушку Россию, а вот “истинные”-операторы, которых наградили православным пирингом, которые “дорожат” своими клиентами никогда так не сделают” привожу вот такой факт:
3 bro-cr01-be3.stk.stream-internet.net (212.188.1.194) 16 msec 16 msec 16 msec
4 213.242.110.33 [AS 3356] 12 msec 12 msec 16 msec
5 ae-2-5.bar1.Copenhagen1.Level3.net (4.69.140.198) [AS 3356] 64 msec 32 msec 28 msec
6 ae-7-7.ebr1.Dusseldorf1.Level3.net (4.69.142.170) [AS 3356] 44 msec 40 msec 44 msec
7 ae-46-46.ebr2.Frankfurt1.Level3.net (4.69.143.170) [AS 3356] 44 msec
ae-47-47.ebr2.Frankfurt1.Level3.net (4.69.143.174) [AS 3356] 44 msec 48 msec
8 ae-62-62.csw1.Frankfurt1.Level3.net (4.69.140.18) [AS 3356] 44 msec
ae-72-72.csw2.Frankfurt1.Level3.net (4.69.140.22) [AS 3356] 48 msec
ae-92-92.csw4.Frankfurt1.Level3.net (4.69.140.30) [AS 3356] 56 msec
9 ae-4-99.edge4.Frankfurt1.Level3.net (4.68.23.204) [AS 3356] 44 msec
ae-1-69.edge4.Frankfurt1.Level3.net (4.68.23.12) [AS 3356] 44 msec
ae-4-99.edge4.Frankfurt1.Level3.net (4.68.23.204) [AS 3356] 44 msec
10 globalcrossing-level3-ge.Frankfurt1.Level3.net (195.122.136.246) [AS 3356] 44 msec 48 msec
te8-4-10G.ar4.FRA3.gblx.net (64.208.110.177) [AS 3549] 44 msec
11 208.51.39.210 [AS 3549] 76 msec 76 msec 76 msec
12 undefined.datagroup.com.ua (80.91.181.145) [AS 21219] 76 msec 76 .
Резюмируя, в результате построения Great Firewall of Russia получаем колоссальный экономический эффект:
– правообладатели получают прибыль;
– операторы доступа разгружают свои внешние каналы или по крайней мере не расширяют;
– открывается дорого легальному контенту;
– гос. чиновники составляют отчеты и получают гос. премии;
…
Юкон, ты гигант.
Но, кроме публичных пиринговых связей есть и частные. А там трафика больше! IX’ы обслуживают длинный хвост пиринга, а толстую голову обрабатывают именно частные пиры…
Потому ты можещь “немножко” обмануть зам.министра, послав его налево, когда цель его сзади. Впрочем, ходить по кругу – тоже работа :)
_________________________________________
Дима, а Вы все-таки – Молодой Человек (с)Leiden. Потому, что ни на грошь не сомневаясь в своей правоте, из превратного частно-местнического понимания межпровайдерских отношений, из частичной видимости префиксов и из анализа разлива своего собственного трафика делаете выводы о всем мироздании не только качественно, но уже и количественно. И даже дошли до оценки экономического эффекта целого государста…
Дима, вы на одном двух трейсах пытаетесь доказать свою гипотезу. Неужели так Вам еще никто и не сказал (а Вы же аспирант, без 5-ти минут ученый, или уже бросили, не получив знаний и корочек?), что примером ничего нельзя доказать; примером можно только опровергнуть чье-то доказательство или забраковать свою гипотезу.
Но вне зависимости от качества образования, отсутствие сомнения в своих выводах, как правило, свидетельствует о крайней молодости или природной глупости. Пока полагаю Вас Молодым Человеком, дальше видно будет :))
2А.Кипчатов
Не пример, а контрпример.
Приватные пиры – отдельная тема, инфы по которой нет на робтексе.
Это боюсь инсайд ( или я не умею читать сеть )
Схемка создана для зрительного восприятия масштабов трафика Рунета.
Пусть это будет “хвост”. Но он должен соответствовать масштабам трафика оператора.
(типа: мало клиентов – короткий хвост, много клиентов – длинный хвост ) + еще будет зависеть от пиринговой политики оператора ( открытая/закрытая)
Определить есть пир или нет между операторами можно по Looking Glass провайдеров ( там доступ к фул вью оператора ), или через route-views.routeviews.org ( по телнету можно наковырять кучу интереснейшей инфы собраную Орегонцами с публичных точек обмена трафиком например ASPath всего интернета или той его части, что анонсируется в сторону айиксов).
Сложнее определить географию пира. Допустим для Рунета … короче я еще не придумал, как должен выглядеть “Рунет в картинках” ( точнее в схемах ).
:)
Юра, еще порассматривал твою картинку.
Маленький методический совет для того, чтобы картинка стала более наглядной даже в отсутствии частных пиров. У тебя толщина операторов, аиксов и связей сделана по разным шкалам, где трафик абсолютный, где относительный, а где префиксы. Это не очень наглядно. Нарисуй все размеры по трафикам. Забудь префиксы вообще. Аиксы трафики публикуют, операторов ты берешь с робтеха, а толщину стрелок сам определяешь, как эксперт. И получится у тебя, что вокруг оператора есть какое-то количество стрелок по сечению пропорционально публичному пиринговому трафику, а относительно периметра кружочка самого оператора/аикса есть еще и пустое место, которое занимает невидимый здесь трафик частных пиров, секретный трафик клиентов и сов.секретный трафик апстримов. И это пустое место будет нести наглядную информацию, не меньшую, чем нарисованные стрелочки!!!!
И еще. Обязательно ставь прямо на картинке дату и источники информации, если он есть. Ибо по ГК РФ главный атрибут любого документа – дата :) Ну, и обозначь как-то авторство, облегчи жизнь потомкам и последователям, чтобы они не придумывали неожиданного.
Что-то мне кажется, что на этой картинке мегафон обидели…
Алексей Александрович!
Данные все с робтехса ( иначе бы я так быстро не нарисовал )
1. Цифра “Внутри оператора” = (как я полагаю) трафик оператора через IX
2. Толщина стрелок = емкость портов оператора на данном IX и это тоже публичные данные.
Вы конечно правы насчет масштабирования. Вспоминая, что читал по зрительному/слуховому восприятию информации – наиболее оптимальным является логарифмическая шкала… (у людей, так построено мироощущение. Физическая величина изменяется на порядок, субективное восприятие – как-будто изменилась вдвое.)
Лексус! Мегафон никто не обижал! Я же не виноват, что он гоняет 1-5 Гиг по единственному пиринговому стыку с IX, а РТ через эти стыки сливает 300-500 гигов… а рент еще больше…
Дима!
Файвол – зло. т.к.
он не даст он ожидаемого эффекта. Как минимум потому, что вариантов обойти файвол масса… Например через спутник… Только и этого не потребуется т.к. р2р = неисчислимому количеству рандомно возникающих в сети контрофактных серверов вычислить и обезвредить которые невозможно ни физически, ни экономически. И как только появится “запрет” – мгновенно появится способ этот запрет обойти. Фильтация и пр. мероприятия по “легализации контента” каждый месяц, каждый божий день начнут отнимать у “защитников авторских прав” все больше серверов, все больше людских ресурсов (заметье и все это за счет налогоплатильщиков) “пираты” же будут взламывать и обходить все заслоны имея в арсенале двух-трех вундеркиндов хакеров… И взлом мгновенно будет становиться достоянием общественности.
Нельзя ничего добиться запретами. Нужно бороться либо экономически (короткий путь), либо меняя нравственные принципы в обществе (долгий и тернистый путь длинной не в одно поколение).
Да и надо ли бороься вообще?
Жадность, она и в Африке жадность. Контент имеет свою себестоимость. И его создатели имеют право не на сверхприбыль (за счет фаирвола, купленного на деньги налогоплатильщиков), а лишь на некую маржу (создал контент, затратил денег, пустил фильм в прокат – окупил затраты + получил гонорар). Дальше… а что дальше? Нужно ли каждый раз платить автору, чтобы просмотреть еще раз онлайн понравившийся фильм? Я думаю сегодняшнее общество не готово к этому. И не будут платить…
/*Дима!
Файвол – зло. т.к.
он не даст он ожидаемого эффекта. Как минимум потому, что вариантов обойти файвол масса… */
Я это прекрасно понимаю. Я даже скажу больше, что если разработка такой системы будет начата в России сегодня, то к моменту ее запуска в эксплуатацию она уже безнадежно устареет. Интересно другое, мне, как человеку поддержавшему пусть несколько наивными и наигранными доводами идею Great Firewall of Russia, А.Кипчатов высказал все свои сомнения относительно качества моего образования, превратности понимания межоператорских взаимоотношений и даже возраста… А вот в качестве образования, правильности понимания межоператорских взаимоотношений да и вообще вменяемости человека озвучившего эту идею, целого заместителя министра – Ильи Массуха, хозяин этого блога надо полагать не сомневается.
Юра, я не понимаю, что обозначают твои цифры 300-500 гигов Ростелеком на IX. Это ты пишешь о Гбит/с Ростелекома именно на IX’ах? Откуда ты такую полосу насобирал? МСК-IX самый тяжелый IX для российских операторов. Сколько там у РТ, если суммарная полоса MCK-IX 400Gbps в пиках? См: рилтайм http://www.msk-ix.ru/network/traffic.html. А остальные обозначенные тобой гиги откуда Ростелеком насобирал? С Запада? У РТ 30-40лямбд на Запад занято только обменным трафиком?
Проверь свои цифры.
Согласен с Lexus. Зачем обидел Мегафон? Что у тебя написано в кружочках? Общая полоса передаваемая по сети этим оператором (это может быть сумма всех входящих полос или сумма всех исходящих полос с оператора, они строго равны, если на сети нет потерь и клиенты, сидящие на IP адресах оператора полагаются находящимися за границей сети; и эту величину оценивает Робтех). Ты думаешь у Мегафона 1-5 Гигов трафика? Ошибка более порядка!
А, если ты внутри кружочков нарисовал трафики, которые ты полагаешь, что оператор меняет по твоему мнению только на IX’ах, то зачем говорить о Робтехе? У Робтеха оценки суммарного операторского трафика на границах сети, а не только обменного. По ряду операторов, которых я знаю, на Робтехе ошибка в разы и в плюс и в минус, а по ряду неплохое попадание, но ошибок на порядок или порядки по большим операторам я там не замечал. И, если ты снесешь в одну картинку цифры Робтеха для размера кружочков самих операторов а цифры с IX’ов в виде стрелок соизмеримого масштаба, то это будет наглядно, понятно и интересно, даже для того, чтобы оценить грехи оценок Робтеха и своевременность и полноту инфы с IX’ов.
Сейчас сяду и нарисую методическую картинку, как считаь и рисовать размеры кружочков и стрелок, которые мне представляются наглядными. Может это поможет или наведет на свою мысль. Не навязываю. Но сначала покурю, чаю попью :)
А пока на твоей картинки видны странности с величинами трафиков и размерами отображаемых объектов.
Размеры операторов и стрелок, естественно, надо кроить по логарифмической шкале. Но два оператора или аикса с равными трафиками при любых шкалах должны иметь одинаковые размеры. А у тебя МСК-IX много больше вообще всех, а SPB-IX больше ,чем AMS-IX. Разве это так?
robtex показывает бестпассы, а не объем трафика….
данные об объеме трафика Ростелека и прочих взяты с пирингдатабазы…которую заполняет сам оператор и указывает приблизительный объем трафика на своей сети